Туризм и отдых  »  Рассказы о поездках и экскурсиях  »  Европа  »  Италия

Италия. Ватикан

Еще на этапе планирования поездки все родные и знакомые, узнав, что в Риме мы тоже будем, в шутку говорили: «Ну передавайте привет папе Римскому». Ну мы и отправились к папе, передавать привет. То есть – в Ватикан.

По виа Национале мы дошли до площади Республики, где находилась ближайшая станция метро.

Метро в Риме весьма своеобразное. Такого простецкого метро я еще не встречала. Конечно, в Европе везде метро оформлено без фанатизма, таких дворцов, как в Москве, нет нигде. В Париже, помню, мне метро своей белой плиткой на стенах сильно напоминало общественный туалет.  Но Римское метро переплюнуло все ранее виденные: представьте обычный новосибирский подземный переход не первой свежести (без всяких там ларьков), вот это и будет римское метро.

В метро нас поджидал неприятный, хотя вполне ожидаемый сюрприз: по сложившейся недоброй традиции у папы спёрли кошелёк. Поскольку мы были уже научены подобным горьким опытом, а также предупреждены многочисленными форумами, денег в кошельке много не держали. И я бы даже не сказала, чтобы было обидно – настолько всё было сделано профессионально.  Народу на платформе – никого, никакой давки. И я даже видела карманника – приличного вида мужчину средних лет, и сообразила, что он вытащил кошелек, но пока мой мозг обработал информацию, двери уже закрылись и поезд поехал. Мы, конечно, мысленно пожелали ему всех благ, и постарались забыть об этом.

Выйдя из метро около Ватикана, мы даже не стали разворачивать карту: во-первых, купол собора святого Петра работы Микеланджело трудно не заметить, а во-вторых, 99% пассажиров шли в том же направлении, что было нужно нам.

У стен Ватикана поток разделился – часть пошла в Ватиканские музеи, а мы с остальными товарищами по туризму – в собор.

На площади перед собором Святого Петра мы сразу же впечатлились огромной очередью.

Причем часть очереди комфортно расположилась в тени под колоннадой, а хвост топтался на солнышке, которое уже к 10 часам утра жгло немилосердно. Настолько немилосердно, что в середине очереди люди в белых халатах хлопотали над туристкой, свалившейся в обморок. Как я поняла, обмороки от жары в Риме (и вообще в туристических местах Италии) – явление нередкое. Еще во Флоренции я обратила внимание на шеренгу машин скорой помощи на площади перед Дуомо. Такая же картина была и в Риме: на каждом туристическом углу - минимум по машине, медицинский пост был замечен даже на куполе собора.
Мы заняли очередь, и стали фотографироваться на фоне собора, сам собор, всё вокруг собора…, периодически по очереди убегая в тень.

Вот он вблизи:

Но страдали мы недолго. Очередь продвигалась достаточно быстро, и минут через пятнадцать мы уже были в тени, а еще минут через двадцать дошли и до входа в собор.

Знаменитые швейцарские гвардейцы у служебного входа.

Святой Пётр

Площадь перед собором

И вот мы у входа. Кроме понятного туристического любопытства, меня в собор влекло еще одно обстоятельство. Дело в том, что у нас дома висит вот такая картина «Собор святого Петра» - паззл из 5000 кусочков, героически собранный мною лично:

Было очень интересно: похож, или нет?  Оказалось – похож, только народу больше.

Прямо у входа в собор находится одно из известнейших произведений Микеланджело – Пьета (Оплакивание Христа), к сожалению – за стеклом.

Внутри главный и самый большой собор христианского (ну или католического – кому как нравится) мира производит сильное впечатление. Всем: и размерами, и интерьером. Из 700 фотографий этого дня почти 300 были сделаны внутри собора. Каждая деталь, каждая колонна, каждая гробница, скульптура, картина, фреска, каждый фрагмент потолка или пола достойны того, чтобы их изучать отдельно.

Купол

Памятники папам (несколько из огромного их множества)

В соборе также находятся мощи нескольких святых…

… и могила Иоанна Павла II – его прах был перенесен сюда в мае 2011 года.

В центре собора находится папский алтарь...

... расположенный над могилой апостола Петра (как утверждается, факт захоронения здесь именно апостола Петра был подтвержден научными исследованиями в 1960-х гг.).

Рядом - памятник Петру.

Несмотря на обилие туристов, в соборе проводятся службы. Для этого отведены специальные места, куда вход любопытствующим запрещен, это распространенная практика во всех соборах Италии, посещаемых туристами. То есть – войти-то никто не запрещает, но тихонечко, только с целью послушать священника или помолиться. Также специальные скамеечки для молитвы стоят и во всех местах, где у верующих может возникнуть такая потребность – например, у мощей святых.

Когда мы были в соборе, как раз проводилась служба

Забыла сказать: в осмотре собора нам сильно помогли аудиогиды, которые (наконец-то!) здесь есть и на русском. Причем один из двух взятых аудиогидов приватизировал Паша, и потом до-олго с квадратными глазами рассказывал нам о "страшном пожаре в Риме" и о гонениях на христиан.

Насмотревшись и навосхищавшись, мы отправились… ну конечно же, на купол!  Как же без него-то! Подъем на купол здесь несколько более гуманный, чем во флорентийском Дуомо – часть пути можно проделать на лифте. Причем на кассе типа предоставляется выбор: подъем на купол стОит 7 евро с лифтом и 5 евро без лифта. И чёта я не видела, чтобы кто-то брал билеты по 5 евро.  Впрочем, лифт лифтом, а 320 ступенек после – все равно пешком (а если без лифта 500 с чем-то).

Лифт довёз нас до галереи под куполом

Вид, который открывается с галереи внутрь собора, позволяет в полной мере прочувствовать его масштабы.

320 ступенек оказались нелегким испытанием – в узких коридорах было настолько душно, что я на полном серьезе готовилась уже неоригинально грохнуться в обморок. Но обошлось.

Красиво, правда?

А там вдали любимый белый памятник Виктору Эммануилу II

Площадь перед собором

Резиденция папы. В этом парке он любит гулять…

… а здесь принимает официальные делегации. Привет пришлось так сверху и передавать.

Панорама Рима в сторону Ватикана. С правой стороны – Ватиканские музеи.

Путешественники после пешего спуска на крыше собора.

Фонтанчик с питьевой водой (прямо на крыше, да) – неоценимый атрибут Рима. Таких фонтанчиков по всему городу более 500, и там действительно течет нормальная питьевая вода. Поэтому пластиковые бутылочки тут никто не выбрасывает, каждый носит свою бутылку с собой, периодически наполняя ее водой из фонтанчиков. Вспоминая знойное лето Парижа-2003 – нехилая экономия на прохладительных напитках, я вам скажу.

Время подходило уже к двум часам дня, все проголодались. И тут мы по незнанию совершили ошибку – уселись пообедать в одном из ближайших к Ватикану ресторанчиков. И столкнулись с доселе незнакомым видом мошенничества, очень распространенным (как выяснилось потом) в Риме. Нет, покормили нас нормально – качественно и вкусно, а вот со счетом начались чудеса. По нашим прикидкам (не первый день в Италии-то), судя по ценам меню, обед должен был нам обойтись евро в 70. Официант приносит счет на 93.  Начинаем разбираться: вот наши блюда, всё верно, в сумме – 79. Откуда еще 14? А это комиссия ресторана, объясняет официант. Что за комиссия, откуда взялась (в меню – ни слова) – непонятно. Ну да фиг с ней, всё равно мы его не переспорим по-итальянски – даю 100 евро, жду сдачу. А он начинает заяснять дальше: это вот ваши блюда, это комиссия ресторана, а еще вы мне должны 15 евро за обслуживание! То есть не он нам, а мы ему. Ну, тут мы разозлились, положили сотку, сказали «баста» и ушли. Ничо, не догонял даже.  Были бы деньги без сдачи – дала бы ровно 79, даже без чаевых, чтобы не наглел. Больше мы в туристических местах не обедали.

Итак, с утра мы осмотрели собор св. Петра, ну а после обеда мнения относительно дальнейшего проведения досуга разделились. Мы с мужем по-прежнему были бодры и веселы и страсть как хотели посмотреть Сикстинскую капеллу.  Дети же всем своим видом демонстрировали смертельную усталость, что, впрочем, было неудивительно: полчаса стояния на жаре, два часа прогулки по собору, подъем на купол…

Мы решили детей не мучать и отправили их домой на туристическом автобусе. Такие автобусы с обзорной экскурсией по городу есть сейчас во всех туристических центрах, но мы ими как-то не пользовались. А тут Паша увидел «автобус без крыши» и запросился прокатиться. В принципе, сама идея мне очень понравилась: автобус идет по расписанию, проезжает по центральным улицам, делает остановки около основных достопримечательностей, на борту выдают наушники, в которых тебе рассказывают о тех местах, которые в данный момент проезжает автобус (русский, как правило, тоже есть). При этом можно купить билет на сутки или трое и в течение этого времени кататься сколько угодно, выходить и снова садиться на следующий автобус, доехать до нужной точки и пр. Получается дороже, чем в общественном транспорте, зато гораздо интереснее (и безопаснее). А мы еще и сэкономили: купили детям три суточных билета (чтобы они доехали до дома), а на следующее утро сами прокатились по этим же билетам, прихватив Пашу.

Ну а мы с мужем отправились в Musei Vaticani, в которых и находится Сикстинская капелла.

Для входа в музеи нужно пройти через Двор еловой шишки. В центре – современная композиция «Шар в шаре».

Собственно сама шишка, давшая название двору

И тут нас ждала засада.  На самом деле мы устали не меньше детей, и честно собирались посмотреть ТОЛЬКО Сикстинскую капеллу, предполагая, что Музеи Ватикана – это действительно музеИ, отдельные, один из которых - та самая капелла. Но мы не учли одну маленькую деталь – знаменитую папскую хитрость.  На самом деле Музеи Ватикана – это один большой музей. А точнее – много музеев, собранных за много столетий разными папами, но находящихся в нескольких смежных зданиях. При этом маршрут осмотра составлен так, что в Сикстинскую капеллу ты не попадешь, пока не пройдешь … их ВСЕ! (кроме Папской пинакотеки). И главное, на входе висит такой хитрый указатель-стрелочка: «вы здесь» - «зал такой-то» - «Сикстинская капелла». Типа до капеллы всего один зал. Ага, щазз.  Через двакварталазала выясняется, что до «зала такого-то» на самом деле еще десятка два залов (они по одному появляются на каждом следующем указателе), а капелла вообще «где-то там». В общем – такой навороченный папский квест.

Но КАК мы были благодарны папам за этот квест!!!  Если бы не эта милая хитрость, мы бы не увидели, пожалуй, САМЫЙ интересный музей мира! Без преувеличения, ей богу! Насколько мы не совпали с галереей Уффици, настолько были ошарашены Ватиканскими музеями, про которые до этого дня не знали практически ничего.  Такого культурного шока от музеев я не испытывала уже давно. В этом музее есть ВСЁ – богатейшие коллекции скульптуры, собрание живописи, фрески, шпалеры и гобелены, мозаика и потолочная роспись, собрание предметов христианской истории, библиотека с крупнейшим в мире собранием редких рукописей и папирусов, старинные карты, глобусы, нумизматическая коллекция… И удар под дых - Сискстинская капелла, как почетный приз выжившему.

Впрочем, попробую по порядку. Где чей был музей (в смысле – какого папы) я естественно не пыталась даже запомнить. Также как могу запросто попутать названия произведений искусства (думаю, искусствоведы меня простят). Просто картинки – малая часть из 200.

Прямо у входа посетителей встречает огромная галерея античной скульптуры

Далее туристическая тропа вывела нас в симпатичный дворик, в нишах которого расположены чудные скульптурные композиции, например, такие:

Лакоон и сыновья

Аполлон Бельведерский, мраморная древнеримская копия известнейшей скульптуры

Следом - «зал животных», заполненный скульптурами, изображающими разных животных в статике и динамике

Далее опять залы, залы, залы… скульптура, скульптура, скульптура… Я даже не пыталась особо дотошно выяснять – чтО это за произведение, кем и когда выполнено, просто рассматривала и наслаждалась. Например – вот этой симпатичной девушкой…

… или отважным воином…

… или играющими мальчиками (кстати, единственная скульптура, у персонажей которой есть… глаза, выглядят прямо как живые).

В одном из залов среди многочисленных скульптурных композиций находятся два особо интересных экспоната – саркофаги матери и дочери императора Константина.

Саркофаг Елены – матери Константина

Кроме бесценного содержимого, залы интересны еще и своим оформлением.

Мозаика на полу в зале с саркофагами

Потолок в этом же зале

И еще потолок в зале соседнем.

И еще. Вообще оформление потолков – это отдельная достопримечательность ватиканских музеев, поэтому фото еще будут.

Далее мы попали в зал шпалер

Следующим был Зал географических карт, на стенах которого – древние и средневековые карты, отображающие представления наших предков об окружающем их мире

И опять фрагмент потолка – на этот раз в зале карт

Одна из карт

И еще небольшая коллекция шпалер

И вот мы дошли до указателя, на котором обнаружили надпись: «короткий путь к Сикстинской капелле».

И опять - папская хитрость.  С одной стороны – такая заманчивая возможность сократить путь, с другой – на «длинном пути» обещаны станцы Рафаэля. Да и прошли уже нехило, чего уж сворачивать-то…

Следуя за белым кроликомуказателями, мы дошли до комнат (комната - станца), расписанных великим Рафаэлем и его учениками.

Как нам сообщил путеводитель, рядом со станцами Рафаэля находятся знаменитые лоджии Рафаэля, но вход для посетителей туда закрыт. Впрочем, мы особо не расстроились – великолепные копии этих лоджий находятся в Эрмитаже, и мы их видели.

Последним препятствием на пути к Сикстинской капелле стали… 55 залов современного религиозного искусства.  Впрочем, это только звучит страшно  – залы маленькие. На осмотр современных произведений искусства на божественные темы сил у нас уже не было, поэтому мы практически пробежали мимо. Но одна скульптура всё же зацепила.

Мадонна. Современное прочтение

И вот мы, наконец, добрались и до Сикстинской капеллы работы Микеланджело. Увы, фото опять не будет  – фотографировать запрещено строжайше, секьюрити выводят нарушителей сразу же. Одно скажу – впечатляет сильно, несмотря на все не менее сильные предшествующие впечатления.  Еще бы поменьше туристов…

Налюбовавшись капеллой (благо, там можно присесть на скамеечки), мы отправились дальше. Дальше нас ждала великолепная Папская библиотека.

Зал предметов христианской истории

Зал редких рукописей

Опять фрагмент потолка

Старинный глобус (в одном из залов библиотеки целая коллекция глобусов, часов, измерительных приборов)

Залы библиотеки. Просто залы

И вот мы, наконец, в полном офиге добрались до конца квеста.  Неохваченной осталась только Папская пинакотека – богатое собрание итальянской живописи с 12 века. Ну не шмогли мы уже, не шмогли…  Потом немного жалели, но в тот момент сил никаких – ни физических, ни моральных - уже не было.

Лестница «на выход» из Ватиканских музеев

Выйдя из музеев, мы направились на поиски станции метро. Почему-то мы решили, что ближе будет не до той станции, куда мы приехали с утра, а до следующей. Поиск станции превратился в очередной квест, видимо в районе Ватикана это модная забава.  Теперь мы знаем, что если ты видишь буковку М, это еще ничего не значит, под буковкой запросто может висеть маленький указатель «направо 100 метров». Причем не факт, что через 100 м будет именно метро, а не очередной указатель.

После того, как мы добрались до дома и немного передохнули в позе трупа, выяснилось, что есть еще порох в пороховницах!  К вечеру дети, естественно, проголодались, и мы пошли не просто ужинать, а на вечернюю прогулку по окрестностям.

Фонтан у министерства внутренних дел Италии (министерство было расположено прямо рядом с нашим отелем)

Церковь Санта Мария Маджоре

Римские сумерки

Рассказ написан в 2011 году,
опубликован 09.10.2014
Новосибирск

Извините, возможность оставлять здесь отзывы доступна только зарегистрированным пользователям.