Туризм и отдых  »  Рассказы о поездках и экскурсиях  »  Европа  »  Италия

Верона

Из Германии мы отправились на юг, в солнечную (как мы надеялись) Италию.

Дорога через Альпы – уже сама по себе достопримечательность. Конечно, если говорить только о природе, у нас в России на Дальнем Востоке есть виды и пошикарнее, но таких чудных пейзажей с домиками, деревушками, замками, жмущимися к горам, в наших краях не увидишь. И на удивление мало туннелей. Так что все 5,5 часов пути мы наслаждались местными красотами и радовались тому, что тучи, наконец, рассеиваются.

Фото, к сожалению, неудачные - трудно снимать на ходу из окна.

Уже на подъездах к Вероне даже в поезде стало жарко, а на вокзале мы выпали в ТЕПЛО!!! Наконец-то!!!

Вокзал в Вероне небольшой, хотя является достаточно важным транспортным узлом итальянских железных дорог. В последующие дни мы многократно им пользовались, поэтому данную достопримечательность было решено увековечить.

Надо сказать, что в целом итальянские железные дороги больше напоминают российские, нежели немецкие. И на вокзалах позамызганнее, чем в Германии, и сами поезда внутри не такие комфортные (например – меньше места для багажа), и никаких тебе выходов из вагона вровень с платформой, а знакомые до боли четыре ступеньки вверх-вниз. Но ж/д сеть развита очень хорошо, и билеты относительно дешевы.

Вывалившись с чемоданами на привокзальную площадь, мы приступили к решению важной стратегической задачи: как выжить в Италии, не зная ни слова по-итальянски. Почему-то мы решили, что на толпу в пять человек будет трудно взять такси (и были неправы), и твердо вознамерились пилить до отеля на автобусе. Билеты купили без проблем – кассиры говорят по-английски, а вот с поиском автобуса пришлось изрядно попотеть. Хорошо еще, что наш папа заранее выяснил, какой именно маршрут довезет нас до отеля. Но фишка была в том, что вокзал – это промежуточная остановка, поэтому минут пятнадцать ушло на выяснение того, в какую же сторону нам нужно ехать, и еще минут десять на поиск платформы, с которой это можно сделать. Наконец, проблема была решена, автобуса мы дождались и даже сели в него, но тут нас подстерегала другая чисто российская засада. Расслабились мы в Германии, привыкли, что везде в метро-автобусах-трамваях остановки объявляют + пишут на электронном табло + висит схема маршрута. А вот фиг вам!!! Табло-то было, но оно не работало, водитель заперся в кабине и остановки даже и не думал объявлять, на стенах никаких опознавательных знаков. Где едем, и когда приедем – одному богу известно. Хорошо, что мы заранее выяснили, что ехать нам нужно примерно 15 остановок, хотя это тоже мало помогло: мимо некоторых остановок автобус проезжал, не останавливаясь. В общем, после пятнадцати минут судорожного всматривания в пролетающие мимо дома и остановки, мы решили, что пора выходить. И чуть-чуть ошиблись, поэтому последние метров 800 пришлось идти пешком. Короче говоря, больше с автобусом мы не связывались.

Отель оказался достаточно далеко от центра (40 минут пешком), но зато в очень симпатичном месте – на берегу реки Адидже, на которой собственно и стоит Верона. Как мы поняли, этот отель рассчитан преимущественно не на бешеных туристов, а на людей, приехавших в Верону отдохнуть. Номера большие, в номере – кухня со всей посудой, микроволновка, холодильник. Очень тихий район, судя по антуражу – что-то вроде спального района для крепкого среднего класса. Шикарные виды из окна, внизу теннисный корт, лужайка, лежаки, огромный балкон с видом на Адидже, на балконе столик и стулья для романтических посиделок. А какие обалденные цветочные запахи! В общем, Верона меня покорила еще по дороге в отель.

Виды из отеля

Расположившись и немного переведя дух, мы отправились в центр, благо портье любезно снабдила нас картой Вероны, да еще начертила на ней самые короткие пешие маршруты до центра. В центре мы поужинали и двинули в сторону местных достопримечательностей.

Просто улочка.

Центральная площадь - Пьяцца дель Эрбе.

Достопримечательность, мимо которой в Вероне не пройдет ни один уважающий себя турист.

Дворик дома Капулетти и балкон Джульетты.

Джульетта. Самим сфотографироваться не удалось - толпа там нереальная, так что мужик чужой.  Есть примета - для того, чтобы сбылось желание, нужно подержать Джульетту за... хм... грудь.

Арка, ведущая во дворик, вся исписанная признаниями в любви, молитвами и желаниями.

Но самая выдающаяся в прямом смысле этого слова веронская достопримечательность, мимо которой просто физически невозможно пройти – это Арена. Все центральные улицы Вероны ведут на Пьяцца Бра к Арене. Арена – это грандиозный античный амфитеатр 30 года постройки (ну в смысле 1 века нашей эры), третий по величине после Римского Колизея и арены в Капуа. В Древнем Риме здесь, как можно догадаться, проходили гладиаторские бои, в средние века – бои с быками и казни еретиков, а с 1913 года Арена отдана музыке. Ныне это крупнейшая концертная площадка не только Вероны, но и всей северной Италии, а также самый большой в мире… оперный театр, вмещающий 25000 зрителей (да-да, 25 тысяч).

Пьяцца Бра.

Кусочек Арены и Костя (муж). Мне казалось, что я ее сфотала с площади целиком, ан нет.

Летом вся жизнь Вероны крутится возле Арены, поскольку здесь с июня по август проходит ежегодный оперный фестиваль, собирающий лучшие силы со всей Италии и, как выяснилось, достаточно известный в музыкальном мире. Программа фестиваля обычно состоит из шести опер (в этом году это Травиата, Аида, Набукко Верди, Богема Пуччини, Цирюльник и Ромео и Джульетта). Каждый вечер, кроме понедельника, пространство вокруг Арены заполнено народом, здесь все ресторанчики города, все такси и лоточники.

Мимо Баварской оперы я пролетела, но пройти мимо такой шикарной возможности послушать аутентичную итальянскую оперу, да еще и в древнем амфитеатре под открытым небом, я не шмогла.  Билеты были забронированы заранее, по интернету, и как выяснилось, не зря, хотя муж до последнего не верил, что «зал» будет полным.

Итак, поужинав, забрав билеты, погуляв по Вероне и отправив детей домой, мы направились к трибунам. Хотя спектакль начинался в 21.15, мы решили прийти пораньше, поскольку билеты у нас были без мест, и опять же не зря – подъем и проход на трибуны, а также поиск места занял полчаса минимум, а если бы мы пришли попозже, то усаживались бы еще дольше – самые опытные зрители на «свободных местах» пришли часа за 2,5 до начала, и перед самым началом спектакля служащие буквально распихивали последних зрителей как сельдей в бочку.

На самом деле, конечно, не все места на Арене без указания мест, партер и нижняя часть амфитеатра сделаны вполне по-театральному: там стоят кресла, помечены ряды и места. Верхняя же часть, разделенная на четыре сектора, сохранена практически в первозданном виде – зрители сидят прямо на каменных ступенях вплотную друг к другу по принципу «кто первый встал того и тапки». Поскольку мы были не вполне уверены, что будем в состоянии пойти (ну мало ли чего), то решили сэкономить, тем более, что разница между нашими 27 евро с человека и 80 на самых дешевых пронумерованных местах показалась весьма ощутимой.

Галерка. Видно, что именно она заполняется в первую очередь, часа за два до начала. Зрители на нумерованные места приходят гораздо позже.

Сцена.

Смотреть нам выпало «Набукко» Верди. Поначалу, когда я бронировала билеты, я слегка расстроилась: я бы с бОльшим удовольствием посмотрела Аиду, Цирюльника или Ромео и Джульетту (с Нино Мачаидзе, между прочим!), но они в «наши» даты не шли. А «Набукко» я вообще ни разу не слышала. Забегая вперед, скажу, что опера – и музыка, и исполнение - мне понравилась, более того, даже подумалось, что именно на такой сцене она смотрится и слушается, пожалуй, наиболее выигрышно.

Итак, мы с мужем расположились и стали осматриваться. А арена между тем наполнялась народом. К началу спектакля «зал» был битком набит людьми, многие из них зажигали свечи.

Минут за 15 до начала начали объявлять состав исполнителей и давать «звонки». Тоже отдельный номер: на сцену степенно выходит дама с огромным гонгом, бьет в него один-два-три раза и столь же степенно удаляется под аплодисменты.

Сцена из спектакля.

До самого начала спектакля нас с мужем не покидало легкое недоверие к происходящему. Муж не верил, что будет хорошо слышно оркестр и солистов, потому что мы сидели почти на самом верху амфитеатра, а я высказывала те же сомнения, но по другой причине – народ кругом разговаривал, шуршал, шумел, как на обычном стадионе, между рядами ходили лоточники, выкрикивающие: «вино бьянко-вино россо-кола-бира-аква!». Ну футбол, да и только. НО! Как только вышел дирижер, и послышались первые ноты увертюры, «зал» мгновенно затих. Слышно было очень хорошо, для такой огромной арены я бы даже сказала - отлично! Акустика – невероятная, нашим современным театрам учиться и учиться у древних архитекторов.

Я не буду подробно рассказывать про оперу – пели и играли отлично, хотя, конечно, игру можно было с наших мест увидеть только в бинокль (по счастью у нас было). Постановка очень зрелищная – к этому располагает и сама опера, где огромное количество хоровых и просто массовых сцен, и площадка: постановщики сполна использовали «рельеф местности», а именно ступени амфитеатра позади сцены. В общем, даже мужу, который изначально был не в большом восторге от этой идеи, понравилось.

Но более всего я была поражена поведением зрителей и вообще самой обстановкой. Все-таки опера у итальянцев – в крови, где-то на генетическом уровне. Вы можете себе представить, чтобы на оперу в России в течение почти трех месяцев ежедневно собиралось около 20 тысяч зрителей?! В 250-тысячном городке? Нет, ну понятно, что там далеко не только веронцы, но и жители других городов Италии, и иностранные туристы. Но тем не менее… У них восприятие оперы совершенно другое, не такое как у нас. Для нас опера – это искусство на любителя, у них по-прежнему это массовый жанр, каким он был когда-то в момент своего зарождения. Я с большим интересом рассматривала публику на Арене. Внизу, в партере, на дорогих местах – дамы в брильянтах и вечерних платьях, которые «вышли в свет». Вокруг же нас, на галерке сидела самая разношерстная публика всех возрастов, фасонов и социальных слоев, много молодежи. Люди просто пришли провести свободный вечер! Ну как примерно у нас молодежь ходит тусоваться в ночной клуб или кино – погода хорошая, время свободное есть, почему бы и не в оперу? Многие, чувствуется, что завсегдатаи – принесли с собой пледики, подушечки, чтобы удобнее сидеть на каменных ступенях (для незапасливых можно купить подушечки у входа). И при этом при первых звуках музыки – все двадцать тысяч затихли и с искренним интересом наблюдали за происходящим действом, бурно реагируя на все перипетии сюжета аплодисментами и криками «браво». Чесслово, я действительно ощутила себя где-то в Древнем Риме или Средневековье, сидящей на ступенях амфитеатра в толпе, пришедшей полюбоваться интересным зрелищем.

Несмотря на то, что спектакль на Арене нам доставил, досматривать оперу до конца мы не стали. Во-первых, мы за день сильно устали, а спектакль должен был закончиться где-то около часу-двух ночи, и мы просто побоялись, что завтра будем сильно разбитыми и не сможем реализовать намеченные планы. Во-вторых, уже в первом действии над Ареной были видны зарницы – где-то далеко началась гроза, и мы побоялись попасть под дождь.
Домой мы отправились пешком, любуясь (насколько осталось сил) ночной Вероной.

Средневековый замок Кастельвеккьо и мост Скалигеров.

Как выяснилось впоследствии, решение уйти было правильным: около часа ночи над Вероной разразилась настоящая южная гроза. Гремело, полыхало и лило так, что я бы не удивилась, если бы к утру разнесло пол-Вероны. Зато спалось хорошо.

А вот еще немного фотографий с нашей прогулки по Вероне. Не могу не поделиться.

Симпатичный мостик.

Вид с берегов Адидже.

Еще один.

И еще (это мы просто вдоль речки все время шли).

Кастельвеккио.

И конечно же - Арена ди Верона во всей красе.

Рассказ написан в 2011 году,
опубликован 21.09.2014
Новосибирск

Marisha (04/11/2014)
Да, я бы тоже хотела туда вернуться))
Львекса (04/11/2014)
аааа про Джульетту ))
мужчинам надо потереть грудь, а женщинам потереть локоток ) он как и грудь хорошо так до блеска натерт )))
Хороший рассказ!
Мы тоже были в Вероне. всего один день и одну ночь )
Я влюбилась в этот город. Город приветливый. Ощущение, что он пропитан романтикой.
Извините, возможность оставлять здесь отзывы доступна только зарегистрированным пользователям.