Туризм и отдых  »  Рассказы о поездках и экскурсиях  »  Путешествия по России

На Дальний Восток. Часть 2. В основном про прогулки

Итак, остров Русский. Как сказано в путеводителе «очень мрачное и туманное место». А вообще там обещали многочисленные памятники военно-морской истории. Нельзя сказать, чтобы меня очень интересовала военно-морская история, да и не очень-то я ее знаю, чтобы рваться смотреть памятники. Но мне был очень интересен Русский мост, а еще я все-таки надеялась полюбоваться приморской природой, которая меня так поразила в прошлую поездку, и которой так мало в городе.

Добраться до острова Русский теперь можно только на автобусе через знаменитый Русский мост (паромы отменили то ли совсем, то ли уже к зиме готовятся). Тут стоит сказать, что автобусы во Владивостоке ходят хоть и часто, но по достаточно странным маршрутам — многие улицы односторонние, поэтому автобус много петляет по городу. У меня вообще создалось впечатление, что местные жители стараются без необходимости не пользоваться транспортом, а ходить пешком, несмотря на сопки. До Русского мы все-таки доехали, с одной пересадкой и без особых проблем.

Русский мост нас впечатлил гораздо меньше, чем Золотой мост. Собственно, они очень похожи, только опоры-канаты Русского моста выкрашены в цвета Российского флага. Белые опоры меня впечатлили больше, а может, дело в том, что их я видела в ярком солнечном свете, а на Русском, хоть и не было тумана, но весь день висела дымка.

Раз из окна автобуса мост не впечатлил, то решили не ходить туда. А пошли от остановки в сторону моря (да, на острове это очень точное указание направления), по указателю на какую-то базу. Морской берег в этом месте нас слегка разочаровал — какая-то бухта с останками ржавых кораблей и грязным берегом. Решили подняться на сопку, вдруг, сверху будет интереснее. Посмотрели замечательный дубовый лес, а дубы здесь совсем не такие как у нас или в средней полосе России — здесь они тонкие, часто с несколькими стволами, и листья не такие фигурные, зато их много-много — целый лес. А вот красивого вида с сопки нет — дубы все заслоняют. Так что из природы посмотрели только дубы и пошли обратно на остановку.

Наверное, самая знаменитая достопримечательность Русского — Ворошиловская батарея. Это сооружение, которое было построено в тридцатые года для защиты от японской угрозы. Батарея состоит из 6 пушек какого-то гигантского калибра и высокой точности, а еще она умеет стрелять из леса в море на расстояние до 30 км. Но, как я поняла, не в каких боевых действиях эта батарея не участвовала.

Поехали мы смотреть это чудо инженерной мысли. Доехать до туда можно на маршрутке, которая идет по всему острову. Вот только ходит она как-то редко и очень загруженная. Примерно через полчаса ожиданий мы втиснулись в маршрутку и доехали до соответствующей остановки. От остановки идти около километра, а там начинается сам музейный комплекс.

Музейный комплекс состоит из двух надземных частей батареи — по 3 пушки в каждой, и внутренности одной из батарей, можно зайти в тот зал, откуда стреляли, а еще можно спустится в подземный каземат, где проходило обслуживание батареи. В общем, никаких великих откровений мы там не узнали, и я так и не впечатлилась военной историей. Возможно, если взять экскурсию и послушать гида, то будет интереснее. А так информации из путеводителя и самих экспонатов музея явно не хватило.

Уставшие и немного разочарованные, идем обратно ловить маршрутку. Но по дороге нас подобрал замечательный дядечка на джипе. Он отвез нас почти до дома, а по дороге расспрашивал кто мы и откуда, сказал, что мы как в песне Никитиных про Бричмулу, а потом звал следующим летом на Сахалин и Камчатку.

За день прогулок по острову Русскому сильно устали, поэтому на следующий день запланировали поменьше. Вспомнили, что мы все-таки приехали на море, так что надо сходить на пляж. Тем более, что я надеялась найти в море какую-нибудь живность — звезд, ежей, ракушек.

Пошли на Спортивную набережную. Там купаться, вроде бы, запрещено, зато красивая набережная и отличный вид на море. Поскольку купаться мы не любим, да и вода прохладная, то намочили ноги в Тихом океане и нам этого хватило. Деня с удовольствие кидал камешки в воду, а потом пытался их выловить, на этот раз даже не забоялся волн.

Из живности нашли только две дохлые медузы — одну маленькую и прозрачную, как вода, а вторую большую и голубую, как старый полиэтиленовый пакет — все-таки медузы достаточно противные создания — кисель с щупальцами.

Несмотря на все еще висящую дымку и поднявшийся ветер, все-таки собираемся на прогулочном кораблике до острова Русский. Я все-таки хочу посмотреть красивые зеленые берега, уходящие в синее море, и скалы над водой, и просто море. Но, все-таки, вредная дымка все испортила. Прогулялись, конечно, приятно, посмотрели на яхты, кренящиеся от ветра, на большие корабли вдали, на стальное море, а вот на берега, и даже на Русский мост, почти не посмотрели — все тонет в дымке, и красот так и нет.

Зато я поняла, что эти красоты надо смотреть с маяка Эгершельд (который на Рутревелере еще называют «токаревской кошкой» по названию улицы, которая к нему идет).

В такую погоду на маяк решили не ехать, поэтому у нас оказалось полдня свободного времени. Пошли закупиться сувенирами, а потом подумать что делать дальше. По дороге я высказала пожелание устроить экскурсию на рыбный рынок. Поскольку мы не знали где такое может быть, то собрались дойти до набережной, там посмотреть карту и подумать. Но дойти не успели — рынок сам пришел к нам. На площади Борцов за власть советов появились многочисленные лотки с товарами народного промысла. То ли по пятницам там базар, то ли вообще какая-то разовая ярмарка, но в другие дни ее там не было.

В общем, как по заказу — рыба, икра, морепродукты, а еще ягоды и соления. Как раз рыба оказалась наименее интересной — цены и выбор почти как у нас. А вот фрукты-ягоды там другие — голубика, калина, лимонник, какой-то амурский бархат. Купили себе лимонника, начитавшись о его чудо свойствах, правда не учли, что на вкус он нам совершенно не понравится. А еще увидели какие-то зеленые плоды, размером с клубнику. На вопрос, что это нам ответили, что это — киш-миш. Не знаю, как на дальнем востоке, но у нас в Новосибирске словом киш-миш называют виноград без косточек. А там был точно не виноград. Ну его мы тоже, конечно, купили на пробу. Потом в интернете прочитали, что это называется актинидия — ближайший родственник киви.

Раз экскурсия вполне удалась, то на сегодня остается только еще раз посидеть в Адмиралтейском сквере и отдохнуть.

А на завтра запланирована дальняя экскурсия на реку Суйфун, она же Раздольная. На карте она называется Раздольная, но говорят, что более правильное название старое Китайское. Поэтому утром мы отправляемся на великую русскую реку Суйфун-хэ. Едем на электрички до станции Раздольная. Вообще это было наименее проработанное предприятие — я просто посмотрела на карту и увидела красивые разливы и меандры реки, а рядом как раз была железная дорога. Вот мы и решили туда съездить, в надежде, что там все-таки есть какой-то подход к реке, и какой-то обзор на реку.

Вылезли мы на станции Раздольная — рано, пасмурно и ветренно. Но делать-то нечего, все равно уже приехали. Сначала сунулись к реке напрямую — не пролезли среди высокой травы, а потом увидели рыбака, который знал тропинку, за ним и пошли. Вышли к реке — река как река. Но берег все-таки решили обследовать. Широкая пойма, которая в половодье явно заливается, в ней стоят ивы со следами ежегодного подтопления. Ивы и те, совсем не такие как у нас.

А потом мы нашли краба, вернее его панцирь. Сначала мы предположили, что это остатки обеда какого-то рыбака, но когда эти панцири начали попадаться нам регулярно на протяжении пары километров, осталось признать, что в реке Суйфун живут крабы, пресноводные. Не знаю кому как, но мое биологическое образование сильно удивилось. Потом в интернете прочитали, что вообще пресноводных крабов не мало, но на территории России они встречаются буквально в нескольких река, и одна из этих рек — Суйфун. Вот такое мини-открытие.

Когда смотреть под ноги надоело, мы решили подняться на мост и посмотреть вокруг. С моста открывается прекрасный вид на разливы реки внизу и сопки вокруг. И тут мы увидели ее — сопку на которую обязательно надо залезть, чтобы увидеть всю красоту. И, конечно, пошли искать, как это можно сделать. Дороги на верх как таковой нету, но есть дорога мимо, а там надо подняться через лесок. Поднялись и наши труды были вознаграждены — блестящие изгибы реки, зеленые, красные и белесые пятна зелени, голубое небо и белоснежные облака на нем!

Потом мы спустились к реке и устроили пикник на обочине. Все равно планов больше не было, а до электрички еще очень много времени.

Во Владивостоке оставалась всего пара дней и пора было доделывать то, что откладывали на потом. Поэтому с самого утра отправляемся на маяк. До него от жд вокзала ходит много автобусов, поэтому добраться не составляет труда. Так что мы по стопам «легендарного Эгершельда», как гласит путеводитель, продолжаем изучать бухту Золотой рог.

Уже с автобусной остановки открывается прекрасный вид на маяк, бухту и Русский мост.

А мы спускаемся по дороге к самому маяку. С берегом маяк соединен узкой насыпью, по которой можно до него дойти. Сам по себе маяк не представляет никакой архитектурной или художественной ценности, про ценность навигационную я судить не могу. Но виды вокруг просто завораживают — со всех сторон океан, а в дали — другие берега.

А главной достопримечательностью стали морские звезды, которых мы, наконец-то, нашли в огромных количествах! И фиолетово-красные классической формы звезды, и синие с оранжевыми пятнами, больше похожие на раскатанное печенье, а еще многочисленные ракушки, медузы, а в конце — еще и морской еж. Так что морскую часть тоже можно считать изученной.

Еще оставалось несколько упущенных моментов в центре. Во-первых, я все-таки хотела сфотографировать военные корабли, которые стоят у начала морской набережной.

А еще в своем путеводителе я нашла описание некой «Николаевской триумфальной арки», которая должна быть в полюбившемся нам Адмиралтейском сквере. И даже странно, что мы ее не заметили. Как выяснилось, арку-то мы видели, просто не поняли, что это она, хотя там все написано — и где были мои глаза?

А чуть дальше по улице Светланской еще один интересный музей — военно-морской истории. В музее есть большой оружейный дворик, где дети с удовольствием полазили по пушкам и танкам, а во внутренней экспозиции — аж семь залов, от освоения Дальнего Востока до современного флота — модели, флаги, какие-то детали кораблей. Очень интересно!

Нам с Деней особенно понравился самый первый зал — про первопроходцев.

Возвращаемся домой по уже знакомым улицам, заходя в уже привычный магазин. Уже чувствуется, что скоро уезжать, но еще есть немного времени этого путешествия.