Туризм и отдых  »  Рассказы о поездках и экскурсиях  »  Отдых на Алтае и Горном Алтае

Отчет о походе на Аккемское озеро

В составе отряда из 8 человек (4 взрослых и 4 ребенка: 3, 5, 6, 9 лет).
Заявленная нитка маршрута:
Заезд: Новосибирск - пер.Семинский - пос.Тюнгур - пос.Кучерла.
Пеший поход: пер. Кузуяк - левый берег р. Аккем - оз. Аккемское - радиальный выход к Аккемскому леднику.
Возвращение пешком либо: пер. Каратюрек - правый берег р.Кучерла - пос.Кучерла - пос.Тюнгур, либо: левый берег р.Аккем – пер. Кузуяк - пос.Кучерла - пос.Тюнгур.
Возвращение: Катунь (в районе пос.Манжерок) - Новосибирск.

4 июля 2010 года в 06:00 мы выехали из Новосибирска в сторону Тюнгура на двух машинах (по 4 человека в каждой). Остановки были в основном по требованию детей и на заправках.

Бензин в Алтайском крае и республике Алтай (по Чуйскому тракту) дороже, чем в Новосибирске. Самый дешевый под Барнаулом, дальше цены растут.

Первая стоянка была на Семинском перевале. Отъехали с трассы налево и на пригорке поставили лагерь. Место хорошее, сосенки, все видно, поздно темнеет, рано светает, но воды нет, поэтому мы заранее взяли бутыли с водой.
Утром открылись замечательные виды.

Но шашлык, который был приготовлен нашими доблестными дежурными, был еще более великолепен! Это была последняя еда без тушенки.

Цветы, которые мы там видели, тоже заслуживают отдельного отчета: цветет все, всеми цветами радуги и в совершенно невообразимых сочетаниях. Душица, водосбор, жарки, молочай, иван-чай, колокольчики, кровохлебка и много других.

Как в любом настоящем походе, за готовку еды был ответственный - дежурный. Дежурили взрослый и ребенок, пары выбирали, чтобы интересней было. Дети набирали воду, иногда мыли посуду, засыпали крупы, солили, заваривали чай, в общем, делали всю ту работу, которую не очень сложно сделать, но ответственность все равно большая.
Утром дежурные старались подниматься 6 часов, чтоб выехать/выйти в 9-10.
5 июля мы выехали в 10:00 в сторону Тюнгура, но, в районе поворота на Туекту, у одной машины сломался замок зажигания. В итоге - 40 минутная остановка, дети тут же нашли речку.

После починки нас ожидали еще 300 км до Тюнгура. По дороге останавливались на заполнение пограничных документов. Заняло около 30 минут. Основное время - выписать паспортные данные участников на отдельный листок под копирку. Можно это сделать заранее, сэкономит немножко времени. Иностранным гражданам надо заказывать пропуск за месяц, насколько я поняла.
Остановились на речке Большая Громотуха сразу после перевала с одноименным названием, набрали воды.

Мост через р.Катунь в Тюнгуре, как и много лет назад.

Мост через р.Кучерлу, немного хуже чем 6 лет назад.

Итак, 5 июля вечером мы встали под перевалом Кузуяк, в 10 км от пос.Кучерла, с машинами и готовыми рюкзаками.
Ужин был вкусным, солнце село быстро.

6 июля наши водители встали в 6 утра и поехали отвозить машины на базу "Высотник", что находится перед пос. Кучерла. Пешком к 8 утра они были в лагере, мы собрали рюкзаки, позавтракали и пошли пешую часть маршрута.

Длительность ходки установили экспериментальным путем. В не очень крутые горки у всей группы получалось хорошо идти 30 минут, на том и остановились. 30 минут шли, 10 минут отдыхали. Самая первая ходка была, конечно, самая тяжелая. А первый день показался очень длинным. Тем более, что пер.Кузуяк 1536 м достаточно нудный.

Дети хоть и устали в первый день, но очень быстро поняли, что к чему и даже иногда обгоняли нагруженных родителей.

С пер.Кузуяк открываются прекрасные виды, первые снежники.

Первая ночевка была на "Трех березах", прошли за первый день почти 14 км. Для первого дня это очень неплохо.

7 июля мы сделали 10 ходок. Это наиболее длинный день - пешком наш путь составил 14,6 км. Сняли клеща с Виталия, решили, что он наиболее подходит по росту для ловли клещей, потому что более мелкий, более старшие и высокие дети никого не поймали.

Прошли стоянку у 3-х камней, все было занято и по времени нам было еще рано останавливаться, поэтому пошли искать следующее место. Это оказалось не очень легко, в итоге нашли место для палаток, но воды приличной рядом не оказалось, воду набирали в "копытце" поварешкой, жеребенком, слава Богу, никто не стал.

Возле палатки на месте ночевки стояло сухое дерево, в целях безопасности его повалили, чтоб оно нечаянно само ночью не упало. Утром немного сфотографировали окрестности, вокруг были мхи, в которых ноги тонули по щиколотку и кедры высотой несколько десятков метров.

8 июля вышли в 09:25, за день преодолели 10,5 км. По пути один раз увидели г. Белуха.

Тропа шла по курумам и корням кедров.

Погода начала портиться, идти было мокро и в воздухе висела морось.
9 июля, сразу после обеда, мы пришли на озеро Аккемское. Озеро встретило нас туманом и моросью.

До вечера мы гуляли по мокрой траве, смотрели на облака, варили ужин, ели в палатке, и счастливые и уставшие спали без задних ног. К этому моменту мы уже прошли 46,5 км, причем все дети шли сами с большим удовольствием.

10 июля утром мы решили пойти наверх на перевал Каратюрек (3090 м) перевал простой, но весьма коварный. По пути погода была к нам благосклонна, иногда выглядывало солнце, мы фотографировались на снежниках.

Но за 100 м до самого перевала вдруг резко налетела снежная буря, посыпал град и подул ветер такой, что сбивал с ног. Так как к длительному пребыванию на высоте мы готовы не были, мы пошли обратно и переночевали в ложбинке на высоте 2400 м. Высота была большая и ночевка самая холодная, но мы не замерзли, а даже успели просушить вещи и обувь.
11 июля утром тучи немного приоткрыли свою завесу и итоги вчерашней непогоды открылись нам во всей красе - снег по колено на всех окрестных горах выше линии снега.

Решение спуститься было верным, потому что тропу завалило снегом, а там где он подтаял, воды было по колено.

В итоге мы спустились к ГМС, поели вкуснейших лепешек за 40 руб. штучка и пошли на ночевку в сторону пос.Кучерла.
Спустившись к Аккемскому озеру, решили идти дальше вниз, чтоб через пару ходок встать на ночь. Солнце проглядывало сквозь тучи, поэтому мы надеялись успеть просушиться. После 6-ой ходки, пройдя в этот день 9,5 км, встали на стоянку на мшистом мягком месте. Постирали и посушили вещи, полюбовались мощью Аккема.

Позагорали и сфотографировались на камне-диване.

Посмотрели на окружающие красоты, водопады, тучи и обрывистые склоны, снежники, проглядывающие со стороны г. Белуха.

12 июля утро было замечательным, поэтому выход отложили до 12:30. По плану на этот день нам нужно было пройти 10 км. По пути в этот день были водопады Текелю.

Маленькая гадюка, которую не успели сфотографировать, но которая успела нас напугать. Огромные вывороченные деревья.

Курумы и скальники вдоль тропы.

Много прошлогодней брусники, а вот грибов нашли только несколько штук по дороге туда, на обратном пути видели много вот таких.

Многолетние кедры, нависшие над тропой.

К вечеру встали возле самого Аккема, хоть и не было особого солнца, но был большой костер, так что почти все помылись и помыли головы в Аккеме. Дети и взрослые рисовали на камнях. Большую часть оставили там, поэтому если вдруг появится легенда о новых наскальных рисунках, сделанных восковыми мелками, это наших рук дело.

13 июля вышли в 11 утра, опять же, общий километраж на этот день по плану составлял 10 км.
Буря, заставшая нас на пер.Каратюрек, здесь пролилась невообразимым дождем. Позже, когда уже выходили к с.Кучерла на грязной дороге, чуть подсушенной солнцем, видели следы от ГАЗ 66, который шел юзом и буксовал. Стирали ботинки и носки в каждом ручье, хорошо они там часто попадаются. Дождь превратил тропу вот в это.

Все встречающиеся группы шли по колено в грязи, увидев нас спрашивали, неужели там чисто, но узнав, что мы просто любим стираться, удрученно спрашивали сколько осталось до камней, на которых ноги не так вязнут и желали нам хорошей дороги.
14 июля подошли под пер.Кузуяк, последние 7,5 км пути проходили по равнине, по лугам с кучей кузнечиков, цветов и земляники.

По пути обогнали группу с детьми, правда их дети были постарше, и на следующий день они нас догнали и пошли в Кучерлу пешком. Место для стоянки нашли тихое, и, пожалуй, первый раз, солнце утром светило прям в палатки.
Поэтому 15 июля началось с яркого солнца и теплого ветерка. Перевал был взят за 2 ходки, шли быстро и тихо, потому что Максим, который возвращался с нами, рассказал, что видел здесь медведя пару недель назад. Нам повезло и с мишкой мы не встретились, но планы действий при встрече с ним продумывали.

Общий объем за день почти 9 км.

За 6 км до пос.Кучерла мы скинули рюкзаки, а водители побежали за машинами.

При переправе через р.Кучерла произошла небольшая поломка бампера, а рядом барашки, лошадки и коровки.

После ремонта доехали до Тюнгура, закупили еды на вечер, мороженое, вафли и прочие вкусности. Поехали искать место, по дороге фотографировали красоты. Поля бурачника и синеватая дымка, получается совершенно потрясающий пейзаж в сине-зеленых тонах.

Встали на р.Мульта, теплая ночевка, сытный ужин, что еще надо.
16 июля выехали не рано, заехали в музей народного промысла в с.Мульта. Погранзаставу прошли за 5 минут, все списки и пропуска забрали, видимо для отчетности, документы попросили только у начальника "экспедиции", то есть у меня и по списку опросили, кто сидит в машинах.
Дорога до Туекты кое-где асфальтированная, кое-где просто щебенка, (которая тут же, кстати, и вырабатывается), строительство дороги ведется, так что есть надежда, что через некоторое время там будет асфальт везде.
Погода поначалу радовала, но при подъезде к пер. Ябоган мимо нас прошла настоящая гроза.

К вечеру приехали в Чемал, завозили нового друга, но стоять в деревне не стали, поехали 7 км от с.Элекмонара по речке. Морось и темнота, конечно, подпортили дело, но спалось хорошо и тепло.
Утром разбудили ГАЗы и КАМАЗы, которые возят строй материал для газпромовской базы. Вот тут брод, по которому самые большие машины до сих пор ездят.

А это мостики, которых там стало невообразимое множество. Цивилизация там уже в самом разгаре.

По пути сделали остановку около моста через р.Катунь. Мост подвесной, качается достаточно сильно, кое-где железные конструкции моста уже поломаны, но все ходят и Катунь, как обычно, течет достаточно бурно и величаво.

Опора моста не вкопана в землю, а представляет собой несколько бревен, которые поставлены в "короб" из бревен и утрамбованы камнями.

Немножко поиграли в песочек на берегу р.Катунь, пособирали и покидались шишками.
И поехали домой.
Новосибирская область встречала нас таким роскошным небом

В 22:35 мы были уже дома.
Итого было преодолено на машине - 1895 км.