Туризм и отдых  »  Рассказы о поездках и экскурсиях  »  Ближнее зарубежье

Семейный поход на Заилийский Алатау. Казахстан

Когда за год до похода мы ездили в Алмату, а там — на канатке на Чимбулак, Сережка наотрез отказался отходить дальше нескольких метров от канатки. Говорил, что дальше — страшная Заилийка. Ну, оно и не мудрено, если дети, можно сказать, всю жизнь слушают рассказы о том, что и где было непросто в горах, а именно Заилийка в этих рассказах появляется как-то особенно часто.

А потом, неожиданно, когда стали обсуждать, куда же мы пойдем этим летом в семейный поход, именно Сережа и потребовал на Заилийку. Сказал, что больше не боится и хочет увидеть настоящие высокие горы. И про «Небесные горы» - Тянь-Шань - тоже не забыл.

Мы долго пытались придумать какой-то маршрут, чтобы и интересно было, и проходимо для нас. В итоге получилось не очень логично и только по тем местам, где мы сами уже были по много раз, но цель-то именно показать детям, так что сочли маршрут подходящим. Собрали рюкзаки, которые в этот раз были особенно ужасающими (дети по-прежнему почти ничего не носят сами, хотя мы им и купили хорошие рюкзачки и выдали туда их куртки). Мой рюкзак меня смутил настолько, что я даже не стала брать большой фотоаппарат. Надо сказать, пожалела об этом, но было уже поздно, так что фотки в этот раз совсем не очень.
И вот мы уже снова едем в канатной дороге Медеу-Чимбулак. Где-то внизу — теплая солнечная Алмата, а впереди — суровые снежные горы.

Для начала, в качестве акклиматизации и просто дополнительной прогулки, чтобы посмотреть еще одну долину, у нас прогулка вверх по реке Малая Алматинка, поближе к ледникам. Вдоль всей реки ведет грунтовая дорога. Ну как дорога, наверное, там можно на чем-то проходимом проехать. Но для пешего передвижения дорога отличная. Мы и решили, что по этой дороге спокойно поднимемся до ледников. Хотя набор высоты там очень приличный получается — начинается дорога от Чимбулака, на высоте 2200 м, а доходит почти до ледников, где-то на 3600 м.

Вот по этой дороге мы и хотели подняться как можно дальше. Хотя уже через пару часов пути открываются первые ледники, а к обеду выходим уже выше зоны леса.

Идти оказалось не так просто. Ага, оказалось, так неожиданно, сколько раз хожу по этой дороге — столько раз «неожиданно» оказывается. Высота начинает чувствоваться уже к обеду. И у нас головы пухнут, и дети ныть начали. Но, надо сказать, это был самый «нытельный» день за весь поход — дальше все было нормально. Так что плохое настроение спишем на "горняжку" и акклиматизацию.
А еще мы не учли, что идем в выходной день, и по этой дороге будет очень много желающих прогуляться. В итоге, мимо идет какая-то просто толпа народу, а тут мы такие, с рюкзаками. Остальные все налегке — явно вечером уже планируют вернуться. Видели только одну группу альпинистов, которые ближе к вечеру ушли вверх по тропе на Альпинград.

А мы пообедали недалеко от метеостанции Мынжилки и попытались пойти дальше.
Но тут что-то пошло совсем не так. Дети устали, никуда уже не хотели, а у меня не было никаких моральных сил их тащить. Так что почти сразу после обеда встали на ночевку.

Место уже очень красивое — видно высокие ледовые пики, под ногами — цветы альпийских лугов, а совсем рядом бегают наглые толстенькие сурки.

Высота ночевки примерно 3200 м.

На следующее утро оставляем палатку на месте ночевки, а сами идем дальше вверх — смотреть ледники. Дорога переходит на другой берег реки и начинает подниматься круто вверх — там, наверху, еще одна метеостанция. Очень быстро заканчивается всякая трава, остаются только моховые кочки, похожие на гигантских лягушек, да редкие цевточки. А по ложбинкам уже появляется снег. Кстати, если вдруг кто не знает, вот этот серенький хиленький цветочек — и есть эдельвейс.

Доходим по дороге до поворота на ГМС Туюк-Су. Дальше не идем — отсюда уже отлично видно все окрестные вершины и ледники, а если пойти дальше, то моренные валы закроют весь вид, это мы уже проверяли. Так что устраиваем небольшую фотосессию на фоне высоких гор и портящейся погоды, а потом разворачиваемся вниз.

Я в очередной раз смотрю на суровую стену Игл Туюк-Су, но уже даже как-то не думаю, что когда-нибудь на нее залезу. Казалось бы, зачем на нее лазить, посмотрели, и ладно. Но все равно рваный ледник уже много лет не дает мне покоя: как-то же его ходят!

После этого спускаемся вниз к палатке, а потом, уже с рюкзаками, возвращаемся вниз по дороге. Доходим почти до Чимбулака — завтра нам надо подняться на канатке выше. Пока мы спускаемся, погода портится окончательно: палатку ставим уже под дождем. Но в нашем распоряжении лес с огромными тяньшанскими елями, под которые дождь совсем не попадает.

На следующее утро идем на Чимбулак, чтобы уехать вверх, на Талгарский перевал. Вот только выясняется, что канатка работает только с 10 часов, а верхняя ее ветка — вообще с полодиннадцатого. Так что идти с перевала мы начинаем уже почти в 11 часов.

По дороге бросаю взгляд в другую сторону — на перевал Пионер, который в прошлом походе дался мне так тяжело. Вот смотрю я на него и чего-то вообще не понимаю. Мне умные люди говорили, что летом он спокойно ходится пешком по снегу, и что мы там встряли из-за того, что в сентябре снег стаял и остался голый лед, и все трещины открылись. Вот в этом году снега достаточно много, но трещины все равно видны даже издалека. Видимо, и тут глобальное потепление постаралось — ледники по всему миру тают, а значит, и рвутся сильнее, и перевалы становятся сложнее.

Но в этот раз нам туда не надо. А надо нам вниз, в долину реки Левый Талгар. С перевала, да и дальше по нашему маршруту, идет хорошая тропа. Правда, хорошая она для человека, который идет сам, а вот если дети хотят идти за ручку, то уже все не так просто. Но все равно везде спокойно проходится. Сначала полого вниз, вдоль склона, с отличными видами на соседние горы.

А потом, когда заходим в лес, тропа начинает спускаться вниз очень круто. Не знаю уж, сколько там метров того спуска, но явно больше километра высоты мы там сбрасываем.
А лес вокруг то такой прямо приятный, еловый с редким подлеском и ковром хвои, а то пятнами выгоревший много лет назад при пожаре.

К реке мы спускаемся уже ближе к вечеру. Теоретически, можно еще и дальше идти, но вроде и незачем. Да и погода опять портится. Только мы поставили палатку, как начался прямо-таки проливной дождь. И вообще, потом почти каждый день после обеда погода ломалась, и шел то дождь, то снег.

Дальше наш путь идет вверх по реке Левый Талгар. На самом деле, почти не вверх, набор высоты там совсем минимальный. Да еще и по хорошей лесной тропе: что бы не идти?

Дети часто идут впереди - им интересно самим находить тропу, а нам хорошо, что они вперед идут, а не где-то сзади плетутся.

В лесу кое-где попадаются ягоды: земляника, малина, черная смородина. Так что периодически останавливаемся попастись. Правда, почему-то на фотографии у меня оказалась только ягода, которую мы не опознали, так что не ели. Вроде на кизил похожа, но как-то не совсем.

Местами дорогу преграждают селевые выносы, которые накопились здесь за разные годы. Какие-то выносы лежат здесь уже десятки лет, наверное, еще до того, как тропу проложили. Есть более новые, но тоже хорошо слежавшиеся. Когда-то один из этих выносов перегораживал реку, и получалось красивое голубое озеро, но река промыла плотину, и сейчас от селя осталась только безобразная куча камней по берегам.

Когда сели наконец-то заканчиваются и тропа снова уходит в лес, достаточно быстро доходим до красивых разливов реки с романтическим названием «Солнечная поляна». И в этот раз она снова вполне солнечная. Да и вообще, по-моему, это единственный наш день в походе, когда погода была хорошей до самого вечера.
Место, конечно, замечательное — сама поляна такая хорошая, лес еще вокруг, а ледники и высокие горы уже хорошо видны. И река такая красивая, молочно-голубая. Наверное, одно из самых эстетичных мест на Заилийке.

А утром еще и отражения в этих разливах-болотцах появляются!

На следующий день как-то прямо быстро доходим до того места, где Левый Талгар уже заканчивается. Вернее, на самом деле, начинается — из слияния реки Туристов и реки Конституции. Нам теперь вверх, по реке Туристов. И вот тут уже прямо вверх — сразу же от слияния тропа начинает круто подниматься на ригель и встречается с рекой уже метров на 200 выше.

Обедаем на косогоре.

Хотели быстро поесть и пойти дальше, но сначала дети сморились спать, прямо на склоне.

А потом погода опять испортилась, и пришлось прямо на том косогоре и ночевать. Чуть ниже нашлось более-менее нормальное место под палатку, так что дальше под дождем решили не идти. Тем более, что дождь так и лил до глубокой ночи, временами переходя в снег.
Утром погода отличная — солнце и прекрасные виды на горы. Пользуемся возможностью и идем вверх по тропе.

Вот только возможность была очень недолго — еще до обеда опять начался дождь со снегом. И, судя по закрывшим все вокруг облакам, конца ему опять сегодня не будет. Так что, хотя и очень хотелось подойти под перевал, пришлось ночевать даже не там, где нас застигла непогода, а вернуться немного вниз, до ближайших удобных стоянок.
Там мы забились в палатку и сидели, слушали, как дождь переходит в снег и стучит по тенту под жесткими порывами ветра. Других занятий в этот день уже не получилось.

Утром погода опять отличная, и только слой ночного снега искрится на солнце, напоминая о вчерашней непогоде.

И это мы еще не в зоне вечных снегов, а вполне себе в зоне цветочков.

И все-таки идем к перевалу. Сначала по тропе, по огромной морене — нагромождению камней вокруг ледника. На самом деле мы очень быстро оказываемся выше ледника, но идем по камням, а на лед выйдем уже только на самом перевале.

А нам навстречу начинают попадаться бегуны — сегодня какая-то гонка, они бегут с Большого Алматинского озера на Медеу, нам навстречу. Как раз вот этот весь наш маршрут, бегом. Надо сказать, очень впечатляет.

После них на перевале осталась не просто тропа, а прямо-таки траншея, по которой идти скользко и неудобно. Так что подниматься кое-где будем прямо по свежему снегу. Подъем на сам перевал несложный, просто по снегу вверх. Подходы к нему гораздо тяжелее даются.

Зато виды с перевала просто чудесные — когда есть видимость. Но у нас ее опять не было. Так что вместо красивых видов нам достался ветер и набегающие облака. Но, тем не менее, мы поднялись на категорийный перевал — перевал Туристов, 1А. Да еще и такой высокий — 4000 м. Это первый наш с детьми категорийный перевал.

И тут, на седловине, я выяснила, что мои дети вообще не умеют прыгать. Я так мечтала о прикольных фотках с детьми, «летящими» над горами. Но нет, прыгать они не умеют категорически.

Пока мы там прыгали и ели шоколадки, погода окончательно испортилась, так что спускаться начали уже под снегом и резкими порывами ветра. По все той же тропе доходим до первых стояночек и ставим палатку еще в зоне вечных снегов. Да, опять в обед ночуем. Нет, можно, конечно, надеть дождевики и идти дальше, но удовольствие, мягко говоря, сомнительное. Да и не посмотим ничего так. А раз время есть, то решаем не мучиться, а опять ждать утра и погоды.

И вот последний день. Сегодня нам предстоит спуститься вниз, к Большому Алматинскому озеру, откуда нас заберет машина.
Здесь тропа очень быстро встречает старую грунтовую дорогу — когда-то по ней ходили на Иссык-Куль, но сейчас туда нельзя, потому что граница с Киргизией. И вообще не очень понятно, куда можно, а где погранзона.

В какой-то момент с дороги открывается отличный вид на Большое Алматинское озеро — среди темно-зеленого леса и желтоватой, уже выгоревшей, травы, лежит молочно-голубое озеро.

И вот на дальнем берегу этого озера и заканчивается наш маршрут. Отсюда мы уехали в Алмату, туда, где тепло и много фруктов. А снежные горы остались за спиной, до следующего похода.

Рассказ написан в 2019 году,
опубликовано 23.07.20,
 Aysa,
Новсибирск

ANSO (01/08/2020)
Мы проезжали мимо, очень красиво.
Aysa (28/07/2020)
Сална (Гость)
Бегуны - это спортсмены, которые занимаются бегом ;) в данном случае, бегают по горам - скайранинг
Aysa, завидую Вашим детям - столько новых впечатлений.
Подскажите, а что такое бегуны? Не очень поняла.
Шкурка (28/07/2020)
Вот это круть. Я ни разу не ходила в поход( вообще ни какой. А тут вы и еще с детьми очень здорово. Виды очень красивые
Земляничка (28/07/2020)
Вот это да ! 👍Какие детки выносливые ! Молодцы )))
А я так скучаю по походу в горы , с вами прям пропутешествовала 😊