Туризм и отдых  »  Рассказы о поездках и экскурсиях  »  Путешествия по России

Вокруг и около Байкала

Эта поездка вся была сплошным компромиссом — между моим желанием дикой природы и Дениным желанием «гулять по городу и есть в кафе», между желанием пойти в поход и ограничениями по здоровью мужа. В итоге мы поехали на Байкал, но так, что самого Байкала там была всего пара дней из большой поездки. Так сказать, заполняли пропуски, которые остались с прошлых поездок.

Надо сказать, я там уже бывала почти везде (но тоже не везде, конечно), и хотела показать эти места своей семье.
В общем, опять лето, и опять поезд на восток.

День 1. Иркутск - Тальцы

Первая остановка — в Иркутске. Приехали рано утром, оставили вещи в камере хранения и отправились в музей под открытым небом Тальцы. Ехать дотуда от автовокзала на маршрутке, которая идет в Листвянку. Маршруток много, так что взяли билет на ближайшую и уехали.
В музее собраны деревянные строения, перенесенные сюда со всей Сибири. Начиная от стойбищ эвенков и тафаларов и заканчивая домами купцов, церквями и школами.

Территория просто огромная. Стойбища устроены прямо в лесу, так что посмотреть тут есть что не только на тему этнографии, но и на тему природы. В лесу все цветет — огоньки, аквилегии, венерины башмачки!

И еще, что меня удивило — просто поляны княженики. Пока только в виде цветов, а если приехать к августу, то и ягоды должны быть!

Над резными крышами носятся деревенские ласточки — удивительно яркие здесь.

Если пройти через всю огромную территорию музея, то можно выйти к реке. По дороге еще обязательно посмотреть быт бурятских кочевников и их юрты.

А потом выйти к Ангаре, которая здесь уже почти водохранилище. Вода гладкая, как зеркало, и очень холодная.

В самом музее действительно много всего. Мы еще скачали аудиогид и слушали обо всех этих зданиях. Заходили в дома, смотрели, как люди жили.

Правда, там так много всего, что очень быстро внимание рассеивается, и уже не получается воспринимать. Если на первых экспонатах (или правильнее говорить «местах» или «зданиях»?) дети кричали, что это лучший музей в жизни, то на второй час начали потихоньку возмущаться. На этот случай в Тальцах есть и для детей развлечения — качели, ходули, перетягивания каната.

В итоге мы прогуляли там часов шесть, но и то посмотрели не все. Вернее, глянули все, а подробно рассматривать уже сил не было. Да и жара придавила.

День 2. Олхинское плато

На следующий день все-таки едем на природу, и никакие возражения, что кто-то не хочет долго ходить, я слушать не хочу.
На Олхинском плато я уже была в прошлом году после похода, мне понравилось — решили повторить.
Само плато достаточно обширное, расположено между Ангарой и южной частью Байкала. Но нас интересовала группа скал-останцов на нем. От электрички до скал идти километров шесть по хорошей тропе. Тропу оборудовали волонтеры из Большой Байкальской тропы, так что она сделана на совесть. Везде есть маркировки, все упавшие по весне деревья или убраны в сторону, или распилены, так чтобы не мешали пройти. Иди и радуйся, цветочками любуйся.

Можно еще птиц смотреть. Именно здесь я встретила два новых для себя вида. Крошечная синехвостка — такую птицу я вообще не знала.

И красотка кедровка. Ее я, конечно, узнала, но раньше сфотографировать такую не удавалось.

От основной тропы есть ответвления к другим скальникам. В прошлом году мы это ответвление не нашли, так что тут решили сходить по тоненькой тропке к скале Старуха. Эта скала гораздо меньше, чем цель нашей прогулки Витязь, но тоже красивая стенка на гребешке хребта.

А еще тут небольшая пещера, в которой оборудовано место для стоянки — кострище и место под палатку. В дождь, наверное, неплохо, а в теплую солнечную погоду даже не захотелось соваться в промозглые сумерки пещеры.

И все-таки возвращаемся на основную тропу и поднимаемся на смотровую площадку на Витязе. Очень мне нравится, что здесь можно по хорошей тропе выйти на вершину скалы и смотреть с высоты на лес и реку под ногами, да и на турбазу с юртами сверху смотреть красиво.

Лазить мы там совсем не стали, даже до дальней смотровой, как в прошлый раз, не пошли — всем страшно и хочется обедать, а я просто там уже была. Так что спускаемся к реке и на берегу садимся обедать.

Река очень приятная, мы в ней даже окупнулись. Холодная, конечно, но на улице такая жара, что это только радует. В лесу стоит просто одуряющий запах смородины - лист парит на жаре!

И на скалы снизу посмотрели — впечатляет. Огромная стена нависает над рекой.

Обходим скальник и идем обратно другой дорогой. Если по пути туда была живописная тропа, то тут просто дорога вдоль реки. Зато не надо подниматься на водораздел.

Я надеялась тут еще каких-нибудь птиц увидеть, но нет, только лисичка, нарисованная на камне.

И сама река весьма живописная. Она то растекается, и кажется, что вода стоит на месте, то сбегает круто вниз, почти водопадом.

Успели даже не на последнюю электричку и уехали обратно в город.

День 3. Иркутск

Вообще не поняла, зачем нам был нужен этот день — в Иркутске мы уже были много раз, ничего конкретного там не хотели. Но раз было желание гулять по городам — гуляем.
Я хотела показать детям музей Ледокол Ангара, приехали туда, а он на ремонт закрыт. Повздыхали и пошли смотреть, что там вокруг есть.

Ладно, кого я обманываю, отлично я знала, что именно там вокруг есть. А есть, прямо рядом с ледоколом, прокат САПов. Я решила, что это может несколько скрасить не интересный мне день. Взяли мы с Сережкой по САПу и поехали гонять по водохранилищу. Правда, нам сказали оставаться в пределах видимости, так что просто покатались туда-сюда. Тренировочка.

В это время Деня наслаждался своим городским отдыхом — вытряс из папы какой-то коктейль, покидать плюшевых птиц в свиней, зайти в контактный зоопарк.
Раз с культурной программой не очень задалось, поехали есть. У нас есть любимая кафешка в 130 квартале. Сам квартал я не люблю, а кафе с бурятской кухней там очень приятное. Я почему-то опять не сфотографировала еду, так что поверьте мне на слово — буузы и шулэн там очень достойные.
Потом все-таки пошли за своей культурной программой — в музей природы. Музей небольшой, да и была я там уже. Так что кажется, что могу экскурсии водить. Чем, собственно, и занялась — провела детям экскурсию о природе Прибайкалья. Не уверена, правда, что они тоже там что-то новое узнали, но посмотрели на чучелки, вспомнили, кто есть кто.

И потом традиционная прогулка по центру и набережной. И очередная фотография старого здания Русского географического общества.

Из необычного — птица, которую я искала в Иркутске всю прошлую поездку, потому что их тут должно быть много, а у нас такие не водятся. В тот раз она нам не встретилась, а тут — пожалуйста, в самом центре города сидит горделиво, не боится никого. Знакомьтесь — голубая сорока.

А потом еще набережная Ангары. Единственное место, которое мне действительно нравится в Иркутске.

А еще удивительный ракурс Ангары с моста.

День 4. Байкальск

Утром следующего дня переезжаем в Байкальск. Это городок уже на восточном берегу Байкала. Знаменит он тем, что там был целлюлозно-бумажный комбинат, который лет 15 назад закрыли. Но мы, понятно, не ради него ехали. Просто это точка на берегу Байкала.
Железная дорога идет прямо по берегу Байкала, как спускается к Слюдянке, так до самого Байкальска от берега не отходит (дальше тоже вдоль берега пойдет). Так что 4 часа дороги пролетают незаметно.
Приехали, неожиданно выяснилось, что станция Байкальск и о.п. Байкальск-пассажирский это разные места. И поезд, внезапно, приходит не на пассажирский, как я ожидала и где забронировала жилье (да и вообще вся жизнь там). Ну ничего, пришлось на такси подъехать. Зато с таксистом на завтра договорились.
И, наконец-то, идем к Байкалу! На берегу в Байкальске стоит скульптура или, правильнее сказать, «арт-объект» Ухо Байкала. Огромное ухо из трубок. Сережа выяснил в аудиогиде, что если через него кинуть камушек и попасть в воду, то желание сбудется. Я, конечно, посмеялась, что это древний ритуал и все эвенки и буряты приходили из тайги, чтобы кинуть камушек через ухо. Но если детям интересно, то почему бы и нет.

Рядом еще пара скульптур — клубники и нерпы. Но самое интересное здесь, конечно, не скульптуры, а сам берег. Сначала каменистый, а затем длинный песчаный пляж.

На берегу важно ходят крохали — утки с крючковатым клювом.

А если пройти чуть дальше, начинается уникальное место, ради которого и стоит остановиться именно в Байкальске — гранатовый пляж. Песок здесь розового цвета, на солнце бы вообще ярко смотрелся. У нас было пасмурно, но все равно видно цвет.
А если присмотреться — он состоит из кристалликов граната. Я почему-то была уверена, что это просто песок (розового кварца) с вкраплениями граната. Но нет, видны именно кристаллы разного размера. Видимо, амальдин и есть.

Взяли песка с этого пляжа, как доберусь до работы, сфотографирую под микроскопом — должно быть очень интересно!

День 5. Теплые озера

Еще одна точка, которую мы долго откладывали на потом — Теплые озера на реке Снежная. До них ближе из поселка Выдрино, так что нам пришлось из Байкальска взять такси (о нем вчера и договаривались). Зато доехали прямо до Экопарка.
Скажу сразу — от Экопарка одно название. Правильнее было бы называть это территорией турбазы. Домики по берегам, на озерах катамараны напрокат, а еще бары с пивом уже с утра и музыка на весь лес.

Все очень искусственное. И в озерах плавают искусственно привезенные лебеди. Не наша птица черный лебедь, и не наш лебедь-шипун. Птицы прикормленные, человека не просто не боятся, а еще и требуют еды. Когда мы ели свои бутерброды на берегу озера, пара лебедей буквально напала на нас — они даже не шипели, а рычали и клювами щелкали. Но вредного хлеба мы им все равно не дали. Кормили травой, ее они тоже с удовольствием ели.

Честно говоря, меня все происходящее так расстроило, что хотелось развернуться и назад поехать. Но на помощь опять пришли САПы. Как правило, весло очень хорошо смиряет меня с неидеальностью мира. А пока я по озеру туда-сюда гонялась, дети с папой взяли катамаран и крутились рядом.

Полчаса интенсивной гребли - и я начинаю видеть красивое. Даже нашла ракурс, где это озеро выглядит так, как и должно — лесным озером.

Озер три — Изумрудное, Теплое и Сказка, оно же Мертвое. Теплое я вам уже показала, на нем мы на САПах катались. На Изумрудном стоит часовня, которая отлично вписывается в пейзаж.

А над озером Сказка возвышается гора Шапка Мономаха — удивительно правильной формы.

Между озерами гора Верблюд. Почему-то мы решили, что на нее подняться интереснее, чем на Шапку. Поднялись, но кроме нас, похоже, нет дураков туда лазить. Тропа есть, но очень заросшая, проще говоря, по кустам. Еще и клещей в тех кустах куча.

На горе даже есть смотровая площадка на реку Снежная.

Если с утра была какая-то непонятная погода, то, пока мы ходили на гору, выглянуло солнце. Так что в теплых озерах даже можно было купаться. Вода не то чтобы прям теплая, но заметно теплее, чем в Байкале. Пишут, что летом она прогревается чуть не до 30 градусов. Сейчас здесь еще самое начало лета, а судя по растениям, вообще весна, так что вода попрохладнее, но тоже можно купаться.

И просто немного лесных картинок из этого дня, которые не укладываются в логику текста.

И снегири летом - просто интересный момент.

День 6. Переезд в Улан-Удэ

Утром проснулись — дождь. Но все равно Сережке припекло кинуть еще один камень в Ухо Байкалу (как звучит-то). Дошли до берега и вернулись обратно. Все, на этом интересное сегодняшнего дня закончилось.
Сели в поезд и поехали в Улан-Удэ. Из поезда я смотрю на Селенгу и понимаю, что, наверное, сплав по ней будет не очень интересен — это я уже на следующий поход планы строю. Все меня эти места не отпускают.
В Улан-Удэ успели только сходить поесть в рекомендованное кафе Белый тигр.

А потом все, этот день закончился, надо готовиться к завтрашнему и попробовать лечь пораньше.

День 7. Ушканьи острова

Это был гвоздь программы, а для меня вообще цель всей этой поездки — лежбище нерпы.
Дорога дотуда длинная. Сначала на машине от Улан-Удэ к Байкалу и вдоль его берега. По дороге заглянули еще в одно место, которое я давно хотела посмотреть — маяк в Турке. Маяк этот не настоящий, это просто туристический объект, но смотрится он очень здорово, особенно в утреннем свете. Были мы на нем очень рано — вся инфраструктура еще закрыта, так что только со стороны глянули.

И на берег Байкала тоже по пути выходили посмотреть. И Буркану поклониться.

Говорю же, тут почти весна — еще маральник не отцвел.

А дальше через полуостров Святой Нос в Чивыркуйский залив. Там нас ждал катер, который и повезет нас к нерпе.

Сам залив тоже очень красивый — множество островов, горы на другом берегу еще не освободились от снега, вода такая голубая!

И чайки за нами летят.

Очень интересно смотреть на места, которые я до этого видела только зимой - вроде и узнаю берег, а вроде и нет. Прямо-таки эффект двойной памяти.

И вот добрались. Пожалуй, самое заповедное место Байкала — Ушканьи острова. Это архипелаг, состоящий из трех островов. Именно здесь самые большие лежбища нерпы. Названы острова как раз в честь нерпы, но, можно сказать, ошибочно. Первооткрыватели приняли нерпу за знакомых им тюленей - морских зайцев, которые в большом количестве водятся в белом море, и назвали острова «заячьими».
Попасть сюда можно только в сопровождении инспектора заповедника, ходить только по тропе и вести себя максимально тихо, чтобы не напугать животных.

К лежбищу нерпы оборудована тропа, длиной 350 метров — остров совсем крошечный. Тихо, стараясь вообще не делать лишних движений, подходим к смотровой площадке. Там сделана стена со смотровыми отверстиями, чтобы мы могли видеть животных, а они нас нет.

Ладно, что я говорю, просто посмотрите фотографии. Мне кажется, нерпа это даже более мило, чем котики.

Здесь на камнях они линяют, снимаю прошлогоднюю шерсть. Вот тут хорошо видно, что у некоторых она еще не полностью сошла.

Нерпы очень осторожные и, даже несмотря на все наши предосторожности, отлично нас видели. Вон, прямо в глаза мне заглядывает.

В какой-то момент они что-то заметили и почти все спрыгнули с камней, но быстро успокоились и вернулись.

Друг друга нерпы тоже не очень жалуют. Терпят, конечно, но не рады. А при случае и спихивают соседа с камней, и лапой когтистой колотят. Это милое размахивание ластой, похоже, совсем не игра, а настоящая драка за место под солнцем.

Вы только посмотрите, сколько их там! И, говорят, бывает гораздо больше.

Долго нам тут стоять не дали — пора оставить животных одних. А нам отправляться в обратный путь.

По пути назад еще заехали в бухту Змеевую на горячие источники.

Бухта не зря так называется — змей тут, и правда, полно. Ужа вон удалось заснять.

Горячие источники летом под горячим солнцем меня не впечатлили, так что я купалась в холодном Байкале. А вот дети разнежились в источниках и по дороге обратно спали как убитые.

День 8. Улан-Удэ

Дождь, который шел за нами по пятам, все-таки догнал нас. Ну, когда-то это должно было случится — лучше сегодня, чем вчера. Все равно ничего особо важного мы на этот день не планировали. Но у Улан-Удэ опять не было шансов мне понравиться, гулять по городу под дождем - сомнительное удовольствие. И даже в музей не сходишь — сегодня понедельник.
Все равно сходили посмотрели центр, опять же, голову Ленина сфотографировали (на телефон, потому что фотоаппарат не рискнула под дождем достать). Голова, конечно, впечатляет некоторым безумием и своими размерами. Это самый большой памятник Ленину, и он только голова. А теперь, для еще большей парадоксальности картины, повесили под головой плакат с огромной буквой V.

К обеду дождь прекратился, и мы все-таки поехали в Иволгинский дацан. Это знаменитый на всю страну буддистский комплекс, он входит в многочисленные списки самых-самых достопримечательностей. Я тут уже была, и в прошлый раз мне не понравилось. Решила повторить. И общее впечатление не изменилось. Наверное, если приезжать сюда как в храм, поклониться святыням, то он того стоит. Здесь лежат мощи какого-то буддистского святого, который был настолько свят, что его тело после смерти само мумифицировалось. Это религиозный центр притяжения всей Бурятии, а то и вообще всей России.
А если прийти как турист, то не очень — все какое-то обветшалое, да и недружелюбное. А еще и фотографировать на фотоаппарат нельзя, можно только на телефон (бред какой-то). Что-то я на телефон сфотографировала.

Но у меня есть телевик, так что я вам все-таки покажу, каким красивым может быть Иволгинский дацан, особенно когда не видно ободранной краски.

Обратно мы пошли пешком до поселка Иволгинск — 6 км по дороге. И вот тут уже я отвела душу. Сколько там птиц!

Я сфотографировала редкого краснокнижного большого кроншнепа.

А еще мне казалось очень логичным, что в Иволгинске должны быть иволги. Иволгу не встретили, но нашли другую желтую птицу, я такую вообще не знала — дубровник.

И уже издалека мы увидели, как над дацаном наконец-то вышло солнце

День 9. Улан-Удэ

Днем уже поезд домой. Есть еще полдня, так что доходим до тех мест, куда вчера не дошли. Сначала искали набережную — украшение любого города. Не нашли. У Уды набережная отсутствует, просто река, мутная и быстрая.

У Селенги набережная теоретически есть, но сейчас вся на ремонте, и не пройти. Ну, мы и не прошли. Пошли все-таки в музей, куда вчера не попали. Музей природы Бурятии. Опять на чучелки посмотреть. Этот музей очень интерактивный, на детей рассчитан — много чего можно покрутить, потрогать, попробовать.

Последний бурятский обед, и на поезд домой. Снова смотрим на Байкал из окна, снова едим трубочки в Иланской и гуляем у вокзала в Красноярске.

26.07.23,
Aysa,
Новосибирск

Декабринка (29/07/2023)
Очень интересно! Фото шикарные! Спасибо большое!