Туризм и отдых  »  Рассказы о поездках и экскурсиях  »  Путешествия по России

Большое Алханайское гороо

Да, мы любители побродить и попутешествовать. Точнее, главный любитель муж, это он предлагает, а я в большинстве случаев соглашаюсь. Так и в этот раз - муж предложил сходить в большое гороо вокруг Алханая, а я не отказалась.

Алханайское большое гороо – паломничество вокруг горного массива Алханай, признанного святыней северного буддизма. Хотя мы не буддисты, но испытать себя, полюбоваться красотами, ну и, может быть, действительно где-то накопить энергию - это очень хорошая цель.

Для местных бурят, некоторые из которых совершают большое гороо чуть ли не каждый год, цель гороо - это обретение благополучия, благодати и, конечно, надежда на решение каких-то проблем, семейных или личных. В официальных источниках заявлена протяженность большого Алханайского гороо 108 км, по числу бусин в четках. И на этот путь у нас было 3 выходных дня. На самом деле, километров поменьше. Путь кое-где сократили, оставив посещение всех главных святых мест на пути. Итого вышло примерно 87 км. Но и это внушало трепет: примерно по 30 км в день, по горам, долам, болотцам, камням, под солнцем и дождем. Свой рассказ разобью по дням, потому как фото сильно много. Итак….

День 1

Выехали на Алханай мы рано, в 4 утра. По пустым дорогам на месте мы были где-то около семи утра. Наша группа состояла из молодых людей, врачей в основном, мы с Олегом были самыми «пожилыми» из них, и не врачами :). Собрались, подтянули рюкзаки, побрызгались от клещей и в путь.

Начало пешего маршрута, можно сказать, от вот этого камня. Это памятник создателю большого гороо. Наш проводник – бурят Цырен, врач-офтальмолог, и две девушки-бурятки с ним, совершают гороо вокруг него (обходят три раза).

Далее наш путь лежит по проселочной дороге. Кое-где приходится перепрыгивать ручьи, но это пока не доставляет никаких неудобств.

В крае действует режим ЧС по пожарам, и въезд на Алаханай возможен только по пропускам, поэтому народу совсем немного. В августе на дороге большого гороо порой движение, как на улице большого города. Ну, а нам повезло, мы шли, наслаждаясь тишиной и уединением, хотя впереди нас ушли несколько групп паломников. В том числе пожилых бурят. Очередное святое место, или место поклонения какому-то божеству, выделяется среди зелени яркими синими повязками на деревьях.

Снова ручей, но уже пошире. Я с удовольствием сняла обувь и прошла по ледяной воде, кто не захотел мочить ноги, перебирался по бревнышкам.

Забайкальская лиана – княжик, очень красиво цветет в лесу.

Идем, разговаривая, достаточно быстро. Стараюсь не отставать от молодежи и спортивного мужа... Еще в машине, когда девушки разговаривали и делились, кто сколько прыгает бурпи, отжимается и скачет на скакалке, мне стало страшно, куда я ввязалась, и вообще не пора ли назад повернуть :)

Вокруг красота.

Встречаются и такие красотки, загорающие на дороге.

И вновь остановка, буквально 10 минут отдыха, пока Цырен с девушками совершают обряд.

Вдалеке видим парочку даурских журавлей, занесенных в Красную книгу… полетели, красавцы.

Как же я рада, что мы взяли трекинговые палки, без них я бы, наверное, упала на полпути где-то. А вот рюкзак перестал давить-натирать только на третий день. Первый же день иногда аж до слез было тяжело, больно, непривычно… но красота природы вокруг заставляла забывать все трудности…

Цветы стеллеры, или, в простонародье, спички, букетами покрывают склоны холмов, а облака, кажется, что выплывают прямо из земли.

Иногда представляешь, сколько еще впереди километров, и становится страшно…

Интересные сопки, как будто наполовину побритые.

Стадо коров с интересом проводило взглядом нашу группу.

Чуть вверх по сопочке - и вновь небольшой отдых. На листе под стеклом написано, что означает это место и что нужно делать.

Идем дальше. Дорога, заросшая одуванчиками.

И первый привал получасовой, можно разуться, полежать и перекусить. Прошли 11,69 км. И снова в дорогу.

Налетела тучка грозовая. Быстро достали дождевики, но не останавливаемся.

И вот уже солнышко. Пейзаж поменялся. Больше горельника. Пожар был здесь более десяти лет назад, лес восстанавливается, но очень медленно.

Жарки радуют глаз.

На пути высохший ручей, камни и трава покрыты налетом солей и минералов, оставшихся после ручья. Запах ужасный.

Тяжелые тучи дополняют пейзаж с горельником, получается жутковатая картина.

Закапали первые капли дождя, и до сарая мы уже почти бежали под дождем.

От предыдущего привала до сарая паломников мы прошагали 7,75 км.
Конечно, сарай он и есть сарай, но хотя бы с крышей, есть столы и лавки. Если гороо идут 4 дня, то здесь ночуют первую ночь, в сарае двухъярусные нары, куда можно положить коврик и устроиться в спальном мешке, в сарае также есть печка. А нам только пообедать. Варим.

Пока обедали, дождь закончился, выглянуло солнышко. Пятнадцать минуть на полежать, отдохнуть. Вот такой сарайчик. Собираемся.

Дорога в гору, а наверху снова священное место. Цырен сказал, что здесь можно попросить у божеств детей.

Под горку бежать очень здорово и легко, так что я успевала фотографировать все вокруг. Цветет дикая жимолость.

Кое-где еще цветет багульник, то есть рододендрон.

И с ним рядом настоящий багульник.

Россыпи цветов.

Цветет голубичник.

Молоденькая поросль листвянок на горельнике приятно щекочет, когда идешь по тропе.

Сквозь горельник показались причудливые скалы – останцы. Этот похож на верблюда.

И как будто какой-то каменный замок.

Остановились на небольшой привал. От сарая мы прошли еще 6,31 км. Мозоль я таки натерла, пришлось протыкать и клеить пластырь, из-за этого мы отстали от нашей молодой и быстрой группы, хотя за нами тоже были отстающие. Дальше шли с Олегом вдвоем. Местами было идти легко, но потом в лесу появились болотца, и пришлось прыгать, и все равно ноги промокли, и кроссовки стали натирать еще больше. И как странно было увидеть снег посреди лета, мы просто не могли не свернуть на ледник.

Ручей журчал во льду. Вода на вкус была противная.

Идем дальше… Кажется, что лес никогда не закончится, и мы одни на целом свете.

Единственная за весь путь табличка. В основном тропинка обозначается вязочками на деревьях и кустарниках, а в полях порой и этого нет, проводники идут по каким-то своим особым приметам.

Наконец из чащи леса мы вышли на лесную дорогу… Как же мы обрадовались. По дороге шагалось намного веселее.

И вот дорога пересекается ледником.

Переходим…

... и чуть выше встречаем нашу группу, у костерка пьющую чай и поджидающую отстающих. От предыдущего места отдыха прошли 3,76 км. Солнце уже садилось, поэтому мы ускорились. Предстоял путь через перевал, то есть в гору, потом с горы и ночевка в селе Ара-Иля.

С горы мы уже шагали в темноте, надев на головы фонарики. Жутковато, конечно, бродить по ночному лесу, и тем радостнее было увидеть впереди огоньки села. От привала до села 6,76 км. В темноте еле нашли домик бывшей почты, где размещались паломники. Там была натоплена печка, группы, которые шли впереди нас, уже спали на нарах. Желающие пили чай, сушили вещи. Мы с Олегом поставили палатку у здания почты: во-первых, не люблю спать в скученности народа, во-вторых, все-таки душновато там было внутри, и в-третьих, что мы зря палатку тащили? Заснула я быстро. И даже шум ночной жизни села никак не помешал крепкому богатырскому сну. За день было пройдено 36,27 км.

День 2

Второй день был легче, именно по продолжительности и по сложности маршрута, вообще прогулка… Но учитывая, что утром я еле выползла из спального мешка, болело все, что только может болеть, особенно ноги и плечи от лямок рюкзака, второй день был сложным. Но пришлось собраться и потихоньку расхаживаться.

Встали мы в 7 утра. Первые группы паломников уже ушли, это в основном пожилые, которые шли не спеша. Из здания почты наша группа выдвигалась последняя.

Наш ночной приют – домик бывшей почты в селе Ара-Иля.

Село Ара-Иля.

Дальше дорога шла по грунтовой дороге вдоль речки Иля.

Идти было бы вообще легко, если бы ноги не болели после вчерашнего. Мост через Илю.

Мы шли не спеша, любуясь красотой природы вокруг.

Поляны так и манили побежать по ним, распахнув руки. Вот бы на такой устроить пикник!

Пейзажи порой напоминали какие-то чудесные сады, посаженные кем-то, даже не верилось, что здесь ландшафтным дизайнером выступила сама природа.

Молодежь из нашей группы нашла на обочине сокола с переломанным крылом и обратилась с советом к нам, я предложила нести его в город и сдать в зоопарк, это единственное место, где ему помогут и он выживет.

Найденыша окружили заботой, пытались напоить и накормить… но не угадали с рационом :)

Сразу оговорюсь, что сокол был успешно доставлен в Читу и сдан в зоопарк.

Так мы дошли до очередного святого места у ручья.

Ручей оказался «кожный». Паломники-буряты, которых мы нагнали у ручья, посоветовали умыться и помыть ноги.

Так по дороге мы шли 15 км.

На 15 км у невзрачного дерева свернули в поля… Кто шел в первый раз, не замечал этого места, уходил дальше, приходилось догонять и возвращать. Мы свернули верно, ориентируясь вслед более опытным товарищам.

Сразу за полем была речка Иля и навесной мостик через нее. Пройдя его, мы остановились на отдых. Здесь можно было перекусить и искупаться в речке (сразу скажу что вода там ледяная, я не решилась).

Мы с Олегом сварили обед, перекусили, Олег даже подремал немного, и пошли далее. Дальше путь лежал через поляны. Если не знать, куда идти, то запросто можно заблудиться. Тряпочки-ориентиры, как и деревья, стали все реже.

И наконец Цырен показал нам ориентир, проплешину на сопке в форме стрелки, которая указывает ровно в то место, где сарай. Идем по стрелке, и действительно скоро показывается сарай для паломников.

У сарая решаем вопрос, двигаться ли нам дальше, через сложный перевал, и ночевать потом в лесу, или остаться ночевать в сарае и с утра пораньше с новыми силами в путь… Тучи и дождик решили за нас, мы остались. Не скажу, что за этот день мы сильно устали, пройдено было всего 19 км, но сил к вечеру уже не было, и я с радостью валялась на коврике, потом мы поставили с Олегом палатку, сварили ужин… Кроме этого, целый вечер мы общались с интересными людьми… В общей сложности в сарае в эту ночь ночевало где-то 40 паломников.

У сарая протекал ручей, как нам подсказали, ручей лечит все болезни, обязательно в нем надо искупаться или хотя бы умыться. Умыться и помыть ноги - с удовольствием, хотя вода просто жутко ледяная. А купались из нашей группы только мужчины, девушки выступили группой поддержки. Место очень красивое.

От избытка кислорода и впечатлений очень хотелось спать, и я, обычно чуткая ко всем шумам, уснула и даже не слышала, как к сараю приходили еще паломники, как они готовили ужин и ели за столом прямо рядом с палаткой, не слышала их разговоры…

День 3

Цырен обещал нам утренний подъем в 4 утра, с выходом из сарая в 6 утра… Ага, как же.
Я проснулась в 4.30 от сильного храпа. Сначала подумала, что Олег так храпит, но нет, не мог он так храпеть. Выглянула из палатки. Рядом с нашей стояла еще одна, из которой и доносился раскатистый богатырский храп. Также разноголосые трели доносились из сарая, там, по-видимому вообще адово было спать. Рядом с храпящей палаткой лежал еще один «кулек», кто-то спал на коврике, в спальнике и дополнительно замотавшись в пленку. Да, ночи в Забайкалье холодные, всего +3+5 градуса, освежает так.

Заснуть я так и не смогла, немного подремала, но уже урывками, неполноценно. Постепенно сарай начал просыпаться. Первыми проснулось старшее поколение паломников. Позавтракали, собрались и очень организованно вышли из лагеря в часов 6 утра. Наша молодежь еще спала. В итоге я тоже встала, позавтракала, посмотрела, как группы уходят, послушала поучения о том, как правильно ходить в гороо: нельзя в красной и желтой одежде, так ходят только ламы; нельзя с непокрытой головой; нельзя сжигать мусор в костре, только с собой забирать; нельзя сидеть, скрестив ноги… Это такой старичок попался дотошный, любитель поучить молодежь. В итоге ушли все группы, кроме нашей и трех человек, пришедших к сараю уже поздно. Наконец проснулся Цырен, поставил воду на костер и разбудил молодежь. Собиралась, как обычно, долго, и в 8.30 наконец выдвинулись.

Наш путь шел в гору. Это был самый сложный подъем из всего пути. Хотя сам он, по сути, был несложным, но просто та скорость, с которой наша молодая и спортивная часть группы туда бежала, для меня была уж слишком. На вершину я добежала вся мокрая, футболка была - хоть отжимай. Пришлось переодеться в запасную белую рубашку.

Вид с вершины красивый.

Отдохнули, посушились, пофотографировались… И путь вниз. Это было намного легче.

Спустившись до лесной дороги, мы застали группу пожилых паломников, догнали… ну еще бы, так бежать. Оставили рюкзаки и примерно метров 700 в сторону по дороге дошли до еще одного святого места Храма Бадмасамбавы.

В пещеру заползли только мужчины, можно ли туда женщинам, мы так толком и не поняли: точно сказали, что обход пещеры совершают только мужчины, а вот про пещеру мнения разошлись. Но мы решили и не лезть туда. Посидели рядом, пока наши мужчины туда слазили. Цырен зажег благовония и разложил подношения. Немного посидев еще у пещеры, мы пошли обратно.

Дорога по лесу была приятна и красива.

Последний ручей на нашем пути. Попили чай, подъели все запасы, которые еще оставались в рюкзаках, пополнили запасы воды и пошли.

Дальше путь лежал в основном по дороге. Когда солнце пряталось, было очень даже приятно идти.

Дорога по полям закончилась, мы решили сократить ее через сопки.

В этих районах преобладает животноводство, здесь нет засеянных полей, только встречаются огороженные пастбища.

И где-то здесь, в кустах, я встретила его… клеща. Расслабилась я совсем. Во-первых, переоделась в белую рубашку (любимый цвет для клещей), да еще необработанную, да полезла по кустам продираться рядом с пастбищем, где вокруг коровы ходят. В общем, если до этого я всегда писала, что клещи в Забайкалье есть, но я их не видела, то теперь могу сказать - видела. И не только видела, но и почувствовала, как меня цапанул один в живот.
И как хорошо путешествовать в компании врачей! Тут же уложили, нашлась и иголка, и пробирка для клеща, и йод, и таблетки йодантипирин… В общем, клещ и опомниться не успел, только куснул - и уже через две минуты сидел в пробирке. Конечно, настроение мое сразу вниз поползло, и уже близкий конец пути так не радовал. А уже виднелись знакомые скалы.

И вот еще пару сопочек перевалили, и вот видно то место, где мы начали наш поход.

Я готова была с Цыреном кланяться всем богам, что мы дошли.

Еще километр до КПП, где стояла наша машина, мы шли… Нет, ковыляли еле-еле.

Дошли до машины, сбросили рюкзаки, переоделись-переобулись, и пошел дождь. Решили еще до ручья-аршана съездить, ноги помочить, а некоторые и окунуться захотели.

А там идти от машины еще метров 800… Компания наша, шедшая к ручью, походила на выход покалеченных, все прихрамывали, приволакивали ноги…

После ручья по машинам - и домой, заехав еще перекусить буузами в кафешку по пути.

Начавшийся в 4.30 утра, этот день для меня был длинным. Ведь приехав в Читу, развезя ребят, мы заехали в травмпункт с клещом, но увидев покалеченную, под шафе, очередь, развернулись домой. Дома, едва разобрав рюкзаки и собравшись принять душ, обнаружили еще клеща у Олега. Пришлось снова собираться и ехать в травмпункт. Там уже народ рассосался. Клеща вытащили, моего в пробирке сдали и домой вернулись уже в два ночи. На следующий день на работу я встать не смогла, провалялась до обеда. С обеда пришла на работу, еле себя в кучу собрала, поработала, позвонила, узнала результат по клещам – здоровенькие оба… Вот такие выходные приключения.

Рассказ написан в 2016 году,
опубликован 03.05.18,
NatalkaM,
Чита

Хороший рассказ! Действительно передали всю красоту природы, как есть! Мы с мужем каждый год ходим по этим тропам с 2009 года, иногда 2 раза в год. Нам сейчас 50 с лишним лет, легко проходим путь большого гороо вокруг Алханая за 3 ночи и 4 дня.
NatalkaM (15/05/2018)
Мирина
Очень приятно))
RuleZZ22
Про возраст это я шутя в сравнению с путешествующей с нами молодежью))) А так 37 лет было мне в 2016 году
klepishka
)))
Мирина (13/05/2018)
Спасибо за рассказ! Очень интересно! Столько красочных фотографий, как-будто сама там побывала.
RuleZZ22 (10/05/2018)
Фотографии потрясающие, я почувствовала весь кислород и запах травы, цветов! Вы большая молодец, можно к вам не скромный вопрос, вы все про возраст...а сколько вам лет? Я бы не смогла наверное столько пройти, хотя очень люблю пешие прогулки. Очень здорово, что вы взяли трекиноговые палки. Это незаменимые помощники для пеших туристических прогулок.
klepishka (09/05/2018)
Обожаю такие приключения )))