Туризм и отдых  »  Рассказы о поездках и экскурсиях  »  Путешествия по России

Другой Байкал. Поход по северному Байкалу с детьми

Когда кто-то говорит "поехал на Байкал", мы представляем некий средний портрет великого озера. И кажется, ну съездил и съездил, хватит уже. А на самом деле он очень разный - северная часть совсем не такая, как южная, а восточный берег не похож на западный.

Вот и мы этим летом поехали на Байкал. На этот раз на северный. Туда, где раньше не были, да и вообще не так много людей там ходит. От самой северной части Байкала идёт тропа к горячим источникам в Хакусах. Тропу эту сделали волонтеры "Большой Байкальской тропы" - той же организации, что оборудовала тропу из Листвянки до Большого Голоустного. Наша тропа на карте нарисована так аккуратно, вдоль берега. Как раз для несложного похода с детьми. Мы думали, будем идти себе по пляжу, любоваться набегающей волной, по половине дня отдыхать, ведь тропа вместе со всеми ответвлениями всего около 90 км - совсем не много. На деле все оказалось несколько сложнее.

Поездом мы добрались до Северобайкальска. Кто бы что ни говорил, но на поезде мне нравится. В окно смотреть, чай из подстаканников пить, книжку читать.

И сразу после поезда садимся на катер и едем на другой берег в бухту Дагары.

Здесь дельта одного из крупнейших притоков Байкала, реки Верхняя Ангара (Нижнеангарск знаете? Вот он как раз на Верхней Ангаре - все очевидно). Дельта отделена от Байкала рядом песчаных островов и отмелей. Здесь гнездится множество птиц. И находится орнитологический заказник Верхнеангарский. Вот с кордона этого заказника мы и начали свой путь.

Первым делом, как только выгрузились, я кинулась фотографировать птиц. Тут и чайки, и кулики, и цапли. А ещё чеграва, которую я все лето у нас искала.

Но пора начинать идти.

Начали мы не очень удачно. Мелкие заливы и болотца то тут, то там рассекают песчаный берег, и очень легко заблудиться. Вот мы и начали с того, что потеряли тропу. Полазили по болоту. Потом всё-таки нашли оранжевый указатель и пошли вперед.

Все так же по болоту, комаров кормим. Что это за странный Байкал, на котором столько комаров?! Конечно же, это из-за этого болота, решили мы, как только выйдем к Байкалу, проблема комаров решится сама собой (спойлер: нет).

А под ногами следы медведя - на песке очень хорошо видно отпечатки, даже когти можно рассмотреть. Они, следы, тоже так и остались с нами весь поход - как есть место, где следы отпечатываются, так сразу видно: медведь на месте, все в порядке. Где следов не видно, там следы пребывания. Медведь же тоже не дурак по тайге лазить, ему на нашей тропе очень удобно.

Сразу расскажу про медведей, а то кто-нибудь из читателей волноваться начнет, видами любоваться не будет. Медведей на Северном Байкале очень много. Так много следов, мне кажется, я даже на Камчатке не видела. Но звери здесь не прикормленные (в отличие от каких-нибудь Ергак), они не знают, что человек - равно много легкой еды. И встречи с человеком не ищут, а наоборот, избегают.
По статистике, 90 процентов (а где-то пишут, что и 95) встреч человека с медведями оказываются незамеченными для одной из сторон, и чаще всего эта сторона - не медведь. Вот и у нас, я уверена, что медведи нас видели и слышали, а мы их - нет.

От кордона заказника за нами увязалась собака. Сначала просто бежала за нами, потом, когда тропа стала неочевидной, я ей сказала: "собака, иди дорогу показывай". Она и показала. Вывела нас, в итоге, к берегу Байкала. Покрутилась около лагеря, поняла, что больше мы не заблудимся, и убежала назад.

В общем, вышли мы на берег Байкала, по ощущениям, прямо-таки вырвались из болот на простор. И там и остались ночевать. Очень уж на этих песчаных пляжах чудесно!

А какой там был закат!

На следующий день тропа наконец-то пошла вдоль берега. Как мы ее и представляли. Песочек крупный и сырой, ноги не проваливаются, идти одно удовольствие.

А в волнах песочек ещё и золотой - частички халькопирита играют на солнце.

Здесь очень мелко, вода прогревается, жизни в ней много, и на этой жизни кормятся многочисленные птицы. Чайки и цапли уже не особо удивляют, а вот встреча с черным аистом - приятный сюрприз.

И, надо сказать, далеко не единственный приятный сюрприз этого дня. Налюбовались аистами и цаплями, под ногами песок сменился галькой, а по берегу болота - тайгой.

Поворачиваемся к той тайге, а там в траве горят ягоды морошки! Я как-то не думала, что ее можно встретить на Байкале, казалось, что это очень северная ягода, а она вот она! Морошку я очень люблю, наверное, самая вкусная из лесных ягод! И то тут, то там она нам попадалась на пути.

А вечером того же дня ещё была княженика - ещё одна удивительно вкусная ягода. Выглядит как малина, но растет на земле, а по вкусу гораздо интереснее.

И цветочки у нее красивые.

Но до полянки с княженикой нам ещё почти целый день идти. Идём мы по тропе. Там, где она идёт по берегу, о тропе напоминают только стрелочки, которые кое-где нанесены на камнях. Потом в какой-то момент тропа уходит от берега в тайгу, там она уже настоящая тропа под ногами.
Стоит только отойти от берега, как в лесу накидываются комары, просто полчища комаров. А мы как-то к этому готовы не были, накомарники не взяли, да и одежда не самая подходящая. На том Байкале, который я знала до этого, комаров нет абсолютно, вот мы и не подготовились. Но интересно, что стоит только выйти из леса на узкую, всего несколько метров, прибрежную полосу гальки, как комары волшебным образом пропадают. На Байкале их нет, да, а вот в тайге это уже ваши проблемы.

Тропа идёт то вдоль берега, то уходит в лес, когда берег становится слишком крутым или надо срезать мыс. В лесу идти удобно - под ногами мягкая земля, кусты для нас кто-то прорубил и протоптал, иди и радуйся, если бы не комары. На берегу нет комаров, но идти по гальке не очень удобно. Удобно по мокрому песку, но он есть только в некоторых бухтах.

Итак, ночуем на полянке с княженикой. За день прошли прилично - километров 17-18.
На следующий день уже придем в бухту Фролиха.

С утра тропа лихо скачет по камням. Но все хорошее кончается - указатель в тайгу и многообещающая табличка "Forest" намекает, что идти нам по этому форесту ещё долго.

Когда мы уже решились лезть в лес, я вдруг вижу на камне нерпу, а чуть дальше ещё пару. Скидываем рюкзаки, я достаю телевик и крадемся на фотоохоту. Смотрите, какие трофеи!

Нерпа всё-таки нырнула, а мы возвращаемся на тропу, в лес. Через какое-то время тропа неожиданно выскакивает к берегу, где на камнях, буквально метрах в пяти от нас, лежат ещё две нерпы. Красивые и толстые. Сфотографировать их уже не успели - они нас услышали и нырнули, зато посмотрели вблизи.
А дальше обычный поход: идём-идём, поели, пошли дальше.

Ближе к вечеру вышли в бухту Фролиха. Огромная бухта, под ногами песок, в глубине бухты впадает крупная река Фролиха.

Было известно, что река большая, и перебродить ее нельзя, разве что переплыть. Так что у нас был с собой пакрафт (маленькая лодочка, которая весит и занимает места как двухлитровая бутылка воды). Пришли мы к этой Фролихе, смотрим на нее. Ещё и ветер поднялся. Переправиться можно, но будет уносить куда-то в Байкал. Решили подождать, вдруг ветер немного стихнет.

Пока ждём, устраиваем фотосессию с флагом.

Ветер не стих, но к нам на моторной лодке приплыл инспектор заказника и перевез нас на другой берег, где и находится их кордон. Заказник Фролихинский, часть "Заповедного Подлеморья". Ходить по нему можно, но надо зарегистрироваться у инспекторов.
На кордоне есть прекрасные места для стоянки, да ещё и всякими красивыми штуками украшены.

Вообще, вся бухта невероятно красивая. Я аж захотела пожить там подольше.

И погода, похоже, решила нам такую возможность предоставить. Ночью ветер стихает, но начинается ливень, и утром он никуда не девается.

Дождь льёт, мы сидим, в карты играем, ждём. Потом раз, и он закончился. И тишина. Времени полдень, ещё можно успеть пойти. Быстро собираемся и выходим. Сегодня нам надо перейти в следующую бухту. По дороге ночевать нельзя - в заказнике стоять можно только на организованных местах.
Собственно, про этот день мне особенно нечего сказать. Пошли, отошли пару часов из бухты Фролихи, и снова полил дождь. И больше он до вечера не кончился. И назад уже обидно идти, и вперёд далеко. Шли-шли по мокрому лесу, по мокрому берегу и снова по лесу. Да ещё и участок тропы, наверное, самый сложный - много крупных камней над водой, в лесу и снова над водой. На самом деле, все нормально там с тропой, если она сухая. Если мокрая, тоже не страшно, но неприятно.
И вот мы пришли в бухту Аяя. Там песок и сосны по берегам - красота. А ещё там чудесные оборудованные стоянки, причем они как-то так устроены, что, несмотря на наличие соседей, получается эффект уединения.

Вообще, это единственное место на тропе, где есть люди. В Аяю приезжают туристы на катерах, чтобы постоять здесь и сходить на озеро Фролиха. А в других местах тропы мы не встретили никого.
Слово Аяя переводится с эвенкийского как "хорошая". У эвенков не было деления на красивое и некрасивое, просто хорошая, и все. Я как-то не знаю, неплохая такая бухта, но предыдущая Фролиха всё-таки лучше.

В бухте сделали всякие красивые штуки из дерева. Очень мне нравится такое искусство.

Отсюда начинается тропа на озеро Фролиха. Тропа идёт по лесу 7 км. Здесь она прямо очень хорошая - где надо, сделаны мостки, где надо - перильца. Так что полтора часа, и мы на озере.

Озеро Фролиха огромное, ледникового происхождения. Оно лежит в трёх больших карах под склонами гор.

Тропы вокруг озера нет. Но по озеру возят экскурсии на моторных катамаранах. Можно взять просто обзорную экскурсию на час, а можно проплыть на другую сторону и сходить к водопадам.
Мы объединились с ещё одной группой и взяли экскурсию на водопад.
Плыть по озеру очень здорово - все окружающие горы и островки видно. И туман плывёт над горами.

К водопаду надо немного подняться, а потом он открывается. Высоченный, метров 40, наверное. Как-то точной информации о нем не нашла. Стены обросшие мхом, брызги и отдельные струи - красота!

Жаль, что солнца не было, а то вообще отлично бы заиграло.

Но хоть без дождя сходили, и то хорошо. Но дождь начался по дороге назад - опять все промокли.
К вечеру спустились обратно в Аяю. Отличная прогулка на целый день.

На следующее утро продолжаем путь в сторону Хакусов. Идём все по той же тропе. Сначала камни, а потом перед нами открываются бескрайние песчаные пляжи. И никого вокруг - абсолютная тишина, только шелест волн.

И вокруг среди сосен песчаные дюны.

Идём уже более расслабленно, ягоду едим. Вообще ягоды достаточно много, но брусника пока незрелая, а голубику выращивают комары в самых комариных местах.

Так что наслаждаемся шикшей и редкой морошкой.

А ещё смородиновый лист в чай. Таежные дары вносят разнообразие в походный рацион.

Вечером выглянуло солнышко и стало так тепло, что мы даже купались. И закат тоже был отличный. А то в предыдущие дни все в облаках было.

Я вообще думала, что вот, будем идти по восточному берегу, значит, все закаты наши - будем каждый день любоваться солнцем, которое садится в воду. Ну-ну, момента заката мы не видели ни разу - даже в самую лучшую видимость набегали тучки и прятали низкое солнце.
А утром пришел туман и закрыл все вокруг. Байкала вообще не видно.

В лесу тоже туман - такая сказочная тайга Бабы-яги.

И паутинки свисают с еловых лап.

Солнышко выглянуло, туман подсушило, и можно идти. До Хакусов с их горячими источниками совсем недолго осталось.

Но в самом конце путь преградила река. Неширокая, но глубиной по пояс - перебродить-то можно, но рюкзак намокнет, да и детям уже по шею будет. И холодно. Вот тут-то и пригодился пакрафт - быстренько надули и все по очереди перевезли.

Еще с полчаса - и мы в Хакусах.

Мы не зря торопились сюда. Сегодня в Хакусах эвенкийский праздник Бакалдын. Традиционный праздник встречи племен. Здесь, конечно, просто представление с народными песнями и танцами, но очень красивое. Я вообще не любитель всяких концертов и самодеятельности, и то впечатлилась.

А ещё игры, мастер-классы по изготовлению всяких народных игрушек, а ещё вкусная еда. Детям безумно понравилось - поучаствовали во всем. Соскучились за неделю по обществу людей.

А потом ещё и горячие источники. Бассейны под открытым небом, вода от просто теплой до очень горячей. Сюда приезжают специально ради источников - лечиться и отдыхать. У нас они не были основной целью, но очень приятный бонус. Прекрасный отдых после похода.

Ещё день отдохнуть в Хакусах, сфотографировать волны и птиц в волнах, и можно ехать обратно.

Снова на катере, потом снова на поезде. А через три дня опять на Байкал уже в совсем другой поход.

28.09.22,
Aysa,
Новосибирск

Гость (05/10/2022)
Божечки мои, какая красота!!! Мне кажется я даже воздух таежный почувствовала от ваших фотографий. Виды нереальные. Спасибо, что поделились с нами. Маршрут беру в копилку
П_Олька (04/10/2022)
Aysa, как же красиво! Счастливые ваши мальчишки!
Рамона (03/10/2022)
Спасибо за рассказ и фотографии!
AstiMarta (03/10/2022)
Очень интересно и познавательно! Вы молодцы, что решились на такое с детьми. Спасибо за рассказ и фото!
Юша (02/10/2022)
Aysa, чудесный поход с детьми! Для меня вы невероятные молодцы всей семьёй!
Almare (02/10/2022)
Спасибо за рассказ и фото. Красота невероятная!