Туризм и отдых  »  Рассказы о поездках и экскурсиях

Ергаки, Красноярский край: и в горы с детьми ходить можно

После того, как в прошлом году на Байкале мы убедились, что в поход с детьми ходить можно, появилось желание сходить так, чтобы не просто прогуляться, но и увидеть что-нибудь особенно красивое. Ергаки – хребет Западного Саяна с крутыми скалами, множеством горных озер и водопадов, на мой взгляд, одно из красивейших мест. Ну, по крайней мере, из тех, что находятся не очень далеко. А еще это настоящие горы. Так что этот поход обещал быть ощутимо сложнее прошлогоднего, но и гораздо интереснее.

Обычно на Ергаки, да и в любые другие сибирские горы, ходят во второй половине июля – августе, но у нас опять получилось куча накладок с отпуском, и выкроилась всего одна неделя в середине июня. Судя по отчетам в интернете, в июне там еще много снега, а в озерах плавают льдины. На это мы и настраивались – набрали кучу теплой одежды, взяли спальники потолще. А еще по предыдущему опыту я знала, что на Ергаках очень мокро, и вопрос не в том, будет ли дождь, а в том, будет ли время без дождя. Но увидеть скалы над горными озерами очень хотелось, так что мы все-таки решились. И не зря, тем более, что погода оказалась гораздо приветливее, чем можно было ожидать.
Ближайший к Ергакам крупный город – Абакан, до него можно добраться на машине, на самолете или поезде. Мы, понятно, выбрали наш любимый поезд, тем более, что ехать всего сутки. От Абакана договорились с машиной, которая уже через три часа оставила нас у входа в национальный парк «Ергаки». Вся горная часть хребта Ергаки является заповедной зоной, поэтому все, кто входят сюда, должны зарегистрироваться в визит-центре, а потом соблюдать многочисленные запреты и правила (некоторые из которых не очень понятные и не очень логичные).

экотропа на озеро радужное

Как только мы вышли из машины, мы попали из середины лета в яркую и цветущую весну – вокруг зеленые поля, усыпанные ярко-оранжевыми жарками, над головой – ярко-синее небо, а с гор тянет прохладным ветерком.

жарки на Ергаках

Пожалуй, самое приятное в Ергаках – это то, что здесь все близко. Уже с самого начала маршрута видны крутые склоны главного хребта. Здесь в очертании скал можно увидеть профиль Спящего Саяна. По легенде, Саян – это богатырь, которого боги превратили в камень для того, чтобы он вечно охранял покой этих мест. И вот он величественно лежит (странная фраза, конечно, но так он и лежит) над тайгой, холмами и озерами, и все, кто проходят или проезжают мимо, могут видеть его горделивый профиль.

Ергаки

До озера Радужного идет хорошая тропа, она почти не набирает высоту, так что до озера доходим легко и быстро. По дороге любуемся кедрами, мхами, а еще лишайниками на ветках кедров. Дети решили, что деревья эти волшебные и обязательно дадут сил усталым путникам, так что временами мы останавливались на «подзарядку» у очередного ведьминого дерева.

Ведьмино дерево в ергаках

Радужное озеро лежит прямо под склонами Спящего Саяна, здесь он совсем близко, а рядом возвышается Висячий камень – огромный кусок скалы, который, кажется, сейчас упадет в озеро. По той же легенде, когда Висячий камень упадет в Радужное озеро, его брызги разбудят Спящего Саяна, и вряд ли это сулит что-то хорошее. Но пока камень висит, несмотря на постоянные попытки туристов его сдвинуть.

Радужное озеро Ергаки

К Висячему камню от озера ведет тропа. Она, конечно, хорошая, в том смысле, что ее хорошо видно, но иногда достаточно крутая, особенно для маленьких ножек.

тропа к висячему камню Ергаки

Сначала поднимаемся по лесу, а потом выходим на хребет. Как только деревья расступаются, Деня радостно восклицает: «Вау, здесь небо!», и ведь именно так оно и ощущается – небо вокруг, кажется, что гораздо ближе, чем пару шагов назад, когда от нас его загораживали деревья.

Ергаки

Последние метры к Висячему камню лезем по крупным камням, для детей это настоящие скалы. Так что, когда поднимаемся наверх, можно почувствовать себя настоящими альпинистами! Да и лазить по скалам им очень понравилось – мне иногда казалось, что Сережка поднимается лучше меня.

висячий камень ергаки

Сходили, проверили, камень висит, никуда не делся. А вокруг – виды на соседние озера Радужное и Каровое, а еще на горы и лес вокруг и, далеко внизу, на дорогу, откуда мы сегодня утром вышли.

С Висячего камня спускаемся к озеру Каровое, здесь и остаемся ночевать – и так уже прошли больше, чем ожидали за первый день. Вообще, как-то мы все время проходили больше, чем ожидали. За этот год дети сильно повзрослели, ходили они гораздо лучше, чем на Байкале, и не только потому, что у них было больше сил, но и потому, что им было гораздо интереснее.
Рядом с Каровым озером еще лежат снежники, но вода почему-то уже прогрелась, а солнце жарит нещадно, да и от утреннего прохладного ветерка уже ничего не осталось. Так что удержаться невозможно – купаемся!

Каровое озеро Ергаки Каровое озеро Ергаки

На Каровом есть хорошие места под стоянки. Вернее хорошие места на Ергаках можно найти везде, но не везде разрешено стоять. На озере Радужном, например, стоянки запрещены, и за этим следят. На Каровом тоже следят, чтобы стояли где надо, а где не надо, не стояли, а еще - чтобы ходили только по тропам и поворачивали только у указателей. Вообще, на этих озерах ходит очень много народу, большинство на один день, и вечером уже вернуться домой. Мне показалось, что большинство здесь ходящих ходят здесь очень часто, потому что егерь очень удивлялась, как я могу не знать, куда идет какая-то маленькая тропинка.

стоянки на каровом озере

На следующий день нам нужно перейти на озеро Мраморное. Оно вроде бы совсем рядом – вон там, за хребтом, но горы вокруг слишком крутые для нас, так что обходим через более простой перевал вокруг.

ергаки

Простой-то он простой, но тропа по лесу, по заболоченным склонам, по стелющейся березке. Под конец маленькие восходители устали, но остались очень горды собой.

Особых видов с перевала не открывается, но зато все вокруг утопает в зелени, которая некоторых буквально скрывает. Вокруг поля цветов, а далеко внизу – чуть более темно-зеленый лес. Этакий этюд в зеленых тонах.

этюд в зеленых тонах ергаки

С перевала тропа спускается к реке, но потом по этой реке еще надо подниматься. Вот что представляется при слове «лесная тропа» - что-то такое спокойное, тропинка петляет между деревьями, приятная прохлада, а вокруг птички поют. Ну что могу сказать - птички действительно поют. А тропа оказывается сложнее, чем хотелось бы – то корни, то камни, то болота, которые так и норовят похитить обувь. Хотя, конечно, есть на что посмотреть – над головой поднимаются скалы, а вокруг – величественные деревья, даже пни, которые остаются от них, впечатляют своими размерами.

пни в ергаках

По этой лесной тропе доходим до водопада. Здесь река бурлящим каскадом падает по гигантской скальной лестнице, ступень за ступенью вода медленно выбивает скальные полки.

водопа в ергаках

Здесь есть редкая возможность посмотреть на водопад не только снизу или с какой-то смотровой площадки в стороне, а пройти прямо вдоль водопада.

водопад в ергаках

Иногда приходится подниматься по обломкам скал. Тех, кто не побоится, наверху ждет красивое безлюдное озеро в закрытой скальной чаше.

скально озеро в ергаках

ергаки

А еще вершины скал, подкрашенные последними лучами заката.

ергаки скалы

Через главный хребет мы пока лезть побоялись – кто знает, как хорошо мы сможем ходить, если погода испортится, ну, или не погода, а настроение у детей. Так что с Мраморного озера уходим по той же тропе мимо водопада. И идем к озеру Светлому. Вроде шли почти целый день, но что-то про этот день даже написать особо нечего – шли, смотрели по сторонам, когда смотреть надоедало, начинали загадывать загадки или рассказывать сказки. Мы медленно идем с рюкзаками, дети медленно идут рядом за руку или впереди, когда тропа позволяет. Раз идти далеко, то делаем длинные привалы. Вот кто чем занимается на привалах, а мы в десятый раз перечитываем про Синдбада-морехода.

Только в одном месте мне пришлось их перенести через реку – все-таки мои сапоги гораздо выше.

ергаки

Перед самым озером тропа начинает подниматься сильно вверх. Я думала, что здесь у нас будут сложности, да и вообще я не была уверена, что не придется их тащить. А оказалось, что как раз на подъеме Сережка начал резко убегать вперед – я с рюкзаком просто не успевала за ним. Именно поэтому у меня нет фотографий этого места.
И вот мы вышли на Светлое. Оно не особо изменилось с прошлого раза – все то же огромное озеро в лесу, все те же огромные скальные зеркала над ним. Жара все еще не спала, так что в этом озере тоже купаемся.

ощеро светлое ергаки

Всю прелесть Светлого можно оценить только рано утром, когда солнце еще не поднялось, мир еще не проснулся, и стоит какая-то особая тишина, которая превращает гладь озера в огромное зеркало, в котором отражаются пики Звездный и Птица.

озеро светлое ергаки

Мне очень хотелось увидеть (и сфотографировать) Светлое каким-то другим, не тем, что я его видела пять лет назад. Пожалуй, главное отличие – время года. В июне здесь еще вовсю весна с ее бурным цветением и сочной травой по берегам.

Все предыдущие дни мы ходили хорошо, даже лучше, чем можно было ожидать, да и погода вела себя хорошо. Так что у нас остался полностью свободный день. Оставили мы все вещи на Светлом, а сами пошли вверх, в сторону пика Звездный. Там должен быть водопад. Можно было, конечно, сходить на перевал Птица, но что-то я побоялась, что это будет для нас перебор, да еще и жара, а воды на подъеме не будет.
К водопаду от озера ведет тропа, но мы ее как-то быстро потеряли, а вместо нее приобрели опыт хождения по болотам и стелющейся березке. Вернее, тропу потеряли мы, а опыт приобрели дети (у нас-то этого опыта хватает). Для поднятия боевого духа рассказываю, как интересно, что береза здесь стала маленькой, надеюсь, что моим натуралистам будет интересно. Сережка в ответ только проворчал: «Знаю я, это называется карликовость». Вот и откуда ему это знать?
С трудом доходим до водопада, но здесь нас ждет разочарование – от жары водопад пересох! От красивого переката осталась одна тонкая струйка. Хотя, на самом деле, разочарование постигло только меня – дети были рады и этой струйке. Они в ней плескались, брызгались и поливали цветочки вокруг.

водопад ергаки

А я еще раз посмотрела на Птицу и Звездный вблизи, повосхищалась крутизной их стен и неприступностью окружающих скал.

птица и звездный ергаки

После прогулки на водопад хотели еще сходить на озеро Золотарное, но что-то пошло не так – то ли тропа не та, то ли шли мы как-то не так, но быстро стало понятно, что сходить на озеро и вернуться к вечеру мы не успеем. Так что посмотрели на Птицу и Звездный с еще одного ракурса и пошли обратно в лагерь.

ергаки

Пока мы ходили, небо все-таки затянуло, а я ждала этого каждый день – уж слишком дождливым было мое знакомство с Ергаками. В тот вечер дождя так и не случилось, зато случился очень красивый закат под тучами.

закат ергаки

У нас осталось еще одно непосещенное озеро из тех, что недалеко и по эту сторону хребта. Озеро Медвежье сильно отличается от тех, что мы видели до этого – это уже не горное, а лесное озеро. Кому-то это место напоминает сказку о трех медведях, а мне как-то оно больше напомнило топкое болото. До Медвежьего доходим как-то удивительно быстро, а потом долго сидим на берегу, жжем костер, кидаем камушки в воду – купаться в этой воде как-то не захотелось.

озеро медвежье ергаки

Пока сидим, я хожу фотографирую цветочки по берегу. Мне кажется, я первый раз вижу, как цветет бадан.

бадан ергаки

А вот так цветет брусника.

брусника ергаки

Ну и елки вокруг, хоть и не цветут, но все равно красивые.

елки ергаки

На Медвежьем я решила, что вот и все – маршрут уже прошли, дальше все просто. Но не тут-то было. Тропа вниз от Медвежьего идет по крутому лесистому склону. Наверное, для взрослого она бы не составила особых сложностей, ну, разве что, кроме того, что идти приходится медленнее, чем хотелось бы. Но когда по этому склону приходится вести за руку ребенка, а ему приходится пробираться по этим огромным корням, спуск превращается в самое тяжелое испытание за весь поход. Но и этот спуск закончился, потому что бесконечных спусков не бывает.
В тот день мы дошли до места, которое называется «Ресторан». На самом деле это просто приятное место для стоянки на слиянии двух горных речек.

Вот и последний день похода – сегодня надо только спуститься по тропе до дороги, откуда в середине дня нас заберет машина. Пока идем по тропе, понимаю, что все-таки не люблю лес, не люблю ходить, когда ничего не видно и непонятно, сколько еще идти – то ли дело идти по горному хребту среди высоких вершин.
Как принято писать, «усталые, но довольные» мы вышли к кордону Тушканчик и автомобильной дороге, дождались машину и уехали в Абакан.

дорога в абакан

За пять с половиной ходовых дней прошли 50 километров по пересеченной местности, увидели пять озер, два водопада, целую кучу рек и троп, ходили по лесу, по камням, по скалам, по болотам и даже по рекам. Так что впереди много новых вершин…

14.07.17,
Aysa ,
Новосибирск

Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
Aysa (01/04/2018)
Танюшица, детей специально не закаляли, но и не кутали никогда. Вода не теплая, но на улмце жара.
Танюшица (01/04/2018)
Классно! И фотографии очень красивые. А ваши детки - закаленыши? или вода реально позволяла купаться?
Коляша (08/11/2017)
Такая красота! Все Ваши статьи читаю, у Вас потрясающее чувство природы и талант путешественника).