Туризм и отдых  »  Рассказы о поездках и экскурсиях  »  Ближнее зарубежье

Грузия в апреле 2019. Тбилиси, Кахетия, Мцехта, Боржоми

Вернулись мы из Грузии. Если кратко, то без восторгов. Достопримечательности, конечно, красивые. Но пресловутого грузинского гостеприимства я не заметила, даже наоборот где-то. Еда - это самое большое разочарование. Хинкали - муж попробовал один раз и сказал, что мои манты лучше. Я ела каждый день хинкали (потому что это было наименне жирное и острое блюдо там) и тоже могу сказать, что мои манты намного лучше. Еда очень жирная и острая. Перед отлетом я вообще отравилась, возможно, поджелудочная передала таким образом привет. И у меня уже неделю какой-то дискомфорт в желудке.

При этом ходили ели в очень хорошие и рекомендованные места, не забегаловки на ходу. Вино. Вино шикарное. Это то, что нам очень понравилось.

Армения мне (и мужу моему) понравилась гораздо больше по всем параметрам, хотя она несколько беднее Грузии. Да что там, от Армении я была в абсолютно полном восторге, несмотря ни на что.
Если бы это был единственный отпуск в году, то честно - мне было бы очень жаль потратить его так.

Распишу наш маршрут. Он был вполне удачный.

Первый день - прилетели в Тбилиси в 14-00.
С самолета горы Кавказа просто обалденной красоты!

Доехали на такси до города (машина была от людей, у которых мы арендовали апартаменты). Рекрмендую заранее установить на телефон приложение Яндекс такси, если нету (Убер там не работает). В аэропорту подключиться к свободному вай-фай и вызвать такси через него, стоить это будет 15, максимум 20 лари. 1 лари примерно 25 рублей.
Поселились в апартаментах в старом городе, недалеко от площади Свободы, и пошли гулять. Погуляли вокруг, часов в 18 пошли поужинать, и больше нас ни на что не хватило. А, еще в магазинчике купили продукты на завтрак, магазинчиков там полно.
Наш двор в старом городе. Сказали, что дому 200 лет, и в прошлом году здесь снимали фильм про революцию. Склонна верить... Наш апартамент был отремонтирован, отдельный вход с улицы, но все равно являлся частью этого дома. На букинге таких панорамных фото, конечно же, нет.

Второй день
Полностью в Тбилиси. В 11 часов у нас была обзорная экскурсия. На ней мы посмотрели почти все, что можно было посмотреть в старом городе, поднялись наверх на канатной дороге, потом спустились пешком вниз.

Дегустация вина - выше всяких похвал. Я так хорошо надегустировалась! Но такое все вкусное, я даже не ожидала, что грузинское вино мне так понравится.

Третий день
Утром в 9-00 берем машину и едем в Кахетию, конечная точка дневного маршрута - город Сигнахи. Дороги хорошие, никаких проблем в этом плане не возникло.
Едем по дороге через перевал Гомбори. Это не очень большой перевал.
Доезжаем до Телави - в самом Телави делать нечего, от слова совсем.
Первая точка у нас была - винный завод Цинандали (105 км от Тбилиси), но мы его не нашли с первого раза, проехали в одну сторону мимо, потом в другую, потом увидели его, но так как накануне мы прослушали великолепную лекцию по грузинскому виноделью и попробовали почти все, что есть в Грузии из сортов вина, то решили его пропустить и сразу поехать дальше.

Дальше едем в монастырь Икалто (я в скобках буду писать километраж от предыдущей точки, здесь 20 км). Здесь была школа, где учился Шота Руставели. Монастырь прекрасный, виды великолепные. В него заехать однозначно стоило. Гуляем минут 30-40 и едем дальше.

Дальше замок Греми (30 км). Тоже посетить стоит. Делаем фото, посещаем музей и крепость с эксурсоводом (где-то 10 лари стоит на человека), нам все интересно рассказывают.

Монастырь Некреси (15 км). По описанию - это самый красивый монастырь, и с него открывается великолепный вид на Алазанскую долину. Подъезжаем к стоянке монастыря, до самого монастыря ходит монастырский автобус 1 раз в 30 минут. Или можно подняться в гору пешком 1,5 км. Но дорога там утомительная и тяжелая, встречались по пути измученные люди, которые шли - лучше автобус. Виды действительно великолепные.

Но, если честно, Икалто мне показался поинтересней внутри, поэтому лично я бы не назвала его самым-самым.
Спускаемся вниз, заскакиваем в винодельню Некреси, нам быстренько показывают подвал, берем две бутылки вина. Не знаю зачем, захотелось. Мы его так пока и не попробовали.

Дальше по плану у нас Кварели и завод Киндзмараули (13 км). Но к тому времени мы уже подустали от впечатлений, и наши познания о вине и виноделье в этих краях были достаточные, так что мы решили его тоже пропустить.

Едем в Сигнахи (60 км).
Долина, конечно, прекрасная, бесконечные виноградники. Даже несмотря на то, что от лозы в это время года только палки, но все равно очень красиво.

Пейзажи красивые, вот даже коника остановилась специально поснимать.

В Сигнахи мы приехали уже уставшие, еще апартамент долго искали, потому что в Букинге были неправильные координаты. Но когда нашли - лучше б не находили. Муж мой однозначно сказал, что здесь он ночевать не будет, я в душе была с ним очень согласна - холодно и мрачно. Хотя на Букинге были прекрасные отзывы и рейтинг около 9,5. Это было тоже одним из разочарований - много хороших отзывов на букинге о жилье, которые не совсем соответствуют действительности. Я потом вечером прочитала все 150 отзывов (ну или почти), и там было описано все то, что нам не понравилось. Вывод - надо читать все отзывы, а не первые 15.

Поехали в центр, нашли нормальный отель, совсем немного дороже, чем тот апартамент. Но там было очень холодно, вот прям очень, я и ребенок спали в кофтах и носках. Поэтому решили не останавливаться там на вторую ночь, как планировали, а поехать дальше.

Это был самый насыщенный день по маршруту и достопримечательностям. Все остальные уже легче.

Четвертый день
Гуляем по Сигнахи.

Завтракаем в небольшой хачапурной. Это был момент, когда мы уже до отвала наелись местных хачапури и больше до конца поездки они в рот уже не лезли.
Здесь в отеле нашли теплый отель в Мцхете и решили вместо второй ночи в Сигнахи поехать туда на 2 ночи, вместо запланированной одной.
Едем в монастырь Бодбе. Он находится прям в Сигнахи. Там могила святой Нино, покровительницы Грузии. Для грузин это очень святое место.
К источнику не спустились, потому что холодно было, и дорога там вниз не очень. Но если бы захотели сильно, то спустились бы.

Едем в комплекс пещерных монастырей Дэвид Гареджи (150 км).
Дорога километров 20 после поворота с трассы - это полный капец, как из фильмов про неземные цивилизации.
На фото не так страшно.

Уж на что я видела много дорог, но такая - это впервые (еще ранняя весна, ямы и грязь). Но так как мы больше в Сигнахи не возвращались, то обратно ехали уже не по ней.

После какого-то города, я не запомнила название, дорога стала получше, и начались очень интересные пейзажи, какие то горы-пустыня. Очень-очень красиво, как в фильме в планетарии. Такое ощущение было, что вот-вот где-то появится луноход. Еще погода мрачная - полное погружение.
Последние километров 30 тоже дорога прям совсем не фонтан, но вот скажу, оно того стоило - туда съездить. У нас был Форестер, на какой-нибудь малолитражке, возможно, будет проблематично.
Дальше мне сложно словами описать - очень эпичное сооружение, и монастырь этот действующий. Мы еще поговорили о том, что как должна была достать цивилизация, чтобы уйти сюда)))

Наверх на гребень мы не поднимались, потому что был дикий ветер и холодно. Там можно пройти вверх 1,5 км и увидеть вид на Азербайджан. Если бы не такой дубак или хотя бы мы были бы очень тепло одеты, то я обязательно бы туда поднялась.
Но и без этого мы нисколько не пожалели, что сюда доехали.
Здесь надо фото показывать, я их приложу чуть позже.
Еще потом прочитала, что в этих местах водится гюрза, и нужно быть очень осторожными и в закрытой обуви-штанах.

Едем в Мцхету. Приезжаем около 18 часов, селимся в замечательный, теплый отель и идем ужинать в соседний ресторан.

Пятый день
Утром завтракаем и идем гулять по Мцхете. Прошлись по сувенирным рядам, купили мне и дочке два теплых платка, замотались ими и стало теплее. Около собора Светицховели нас сразу же взяла в оборот экскурсовод, предложла эксурсию внутри собора по 10 лари. Мы согласились. Вообще, конечно, в этом соборе стоит пройти с экскурсией. Это все, конечно, и в интернете написано, но, когда живой человек рассказывает - интересней. Тем более, такая святыня.
Потом прошли до монастыря Сантавро.
И дальше поехали на своей машине в Джавари. Здесь тоже должны быть фотографии. Очень красивые виды, очень.

Оттуда мы поехали в крепость Алаверди по военно-грузинской дороге.

Тоже очень все красиво и здорово. Можно было ехать еще выше, до Казбеги, время позволяло, но погода была не очень, легкий дождь, и перевал там дальше был закрыт. Вообще, когда мы подъезжали ко въезду в горы, стояла такая огромная веревка из фур. Я никогда не видела столько фур, наверное, штук 200, не меньше. Потом хозяин отеля сказал, что даже по 3 дня могут стоять перед закрытым перевалом.

Но мы, на самом деле, особо не пожалели, что не было возможности проехать выше. Несколько лет назад мы проехали по Трансфэгэрашскому шоссе в Румынии, поэтому примерно можно представить, что там. Но все-таки Кавказ более великолепен, чем Карпаты, на мой взгляд. Поэтому, если было бы открыто - то обязательно бы поехали.

Возвращаемся в Мцхету, идем в очень клевый ресторан, он как музей. Здесь надо сказать, что это был первый и единственный ресторан с такими красивыми грузинскими интерьерами за все наше путешествие.

Не потому, что мы не хотели в такие ходить, а потому, что не могли найти именно такого.

День шестой
По плану мы должны были поехать с ночевкой в Боржоми. Но, так как нам очень понравилась Мцхета, очень теплый отель, и на следующий день мы должны были сдать машину в 12-00 в Тбилиси, то мы решили просто доскочить до Боржоми по запланированному маршруту и вернуться обратно в Мцхету.

Утром завтракаем и выезжаем в сторону Гори.
Первая точка остановки - Уплисцихте, пещерный город (45 км от Мцхеты).
Очень красивое место. Очень. Даже несмотря на дикий холод и ветер.
Крайне рекомендую к посещению.

Дальше Гори (15 км), а в нем музей Сталина. Этот музей был четко запланирован в нашем путешествии, так само по себе в Гори делать вообще нечего.
Можно по-разному к нему относиться, но это легендарная историческая личность. Музей тяжелый. После Уплисцихте как бетонной плитой накрыло. Но мы нисколько не пожалели, что в него сходили. Много исторического материала, хронология жизни, письма, фотографии, домик, где он родился и до скольки-то лет прожил и подлинный бронированный вагон.

Обедаем на площади в очень посредственном месте (больше негде, хотя рядом есть булочная и супермаркет, но холодно и очень хотелось горячего супа).

Дальше едем в Боржоми (90 км).
Курорт как курорт, нормально. На Белокуриху похож. Ничего особенного. Канатная дорога стоит подороже, чем в Тбилиси, и тоже ничего особенного ни в пути, ни сверху.
Воды попили из источника. Она, надо сказать, очень на любителя, в бутылках Боржоми вкуснее. Такой советский парк. Красивый, зеленый. В общем, для галочки в туристической биографии посетить можно, но ехать на несколько дней - не вижу смысла.

Возвращаемся в Мцхету. Ужинаем.

День седьмой
Утром встаем, завтракаем, идем еще раз гуляем по Мцхете. Как же все-таки там хорошо. Заходим еще раз в Светисховели. Выселяемся и едем в Тбилиси (30 минут ехать). Заезжаем по пути в Карфур, покупаем коньяк, вино.
Сдаем машину, селимся в апартаменте и идем гулять. Погуляли вокруг бань. Хотели в бани сходить, но что-то не решились. В общем, особо больше в Тбилиси делать нечего. Уже очень хочется домой.

День восьмой
Я чувствую себя плохо с утра. До 11 часов. А в 11 нам выселяться. Вот так отреагировал организм на эту еду. Я до сих пор даже на обычный перец смотреть не могу. После обеда вызываем Яндекс такси и за 18 лари едем в аэропорт.

В общем и целом это был очень удачный маршрут. Мы посмотрели много всего и не наскоком, а внимательно и с удовольствием. Ничего лишнего не оказалось из разряда "зачем приехали".

Дороги хорошие (Дэвид Гареджи - экзотика). Никакого дискомфорта на маршрутах не испытывали. Ну, разве что в первые полчаса на выезде из Тбилиси, но это всегда так - непривычная машина и чужой город.

Самому ездить - отлично. И в туалет, и поесть, и остановиться у цветущего дерева поснимать.

В Тбилиси долго делать нечего, 2 дня более, чем достаточно.
В старом городе лучше не селиться - полная разруха и не особо комфортное жилье. Газовые батареи с открытым факелом - это нечто. И горячая вода через газовый нагреватель. Помыться прям квест. Хватает на 3-4 минуты, потом стоишь мокрый и в пене ждешь минуты 3-5, пока очередная партия воды нагреется, и она снова быстро кончается. И бежит так: сначала теплая - подкручиваешь, чтобы потеплее, потом бац - кипяток, регулируешь назад, чтобы похолоднее, потом бац - ледяная.
Я бы лучше поселилась по линии метро, но в более современном жилом фонде. Метро стоит недорого, удобно и комфортно доехать до центра. И быстро. Или Яндекс такси - дешево и быстро.

Очень много нищих и попрошаек. Прям в лицо лезут. В сезон, думаю, их еще больше. И на каждом шагу предлагают экскурсии.

По еде - я ожидала чего-то более уютного, что ли. Острая, тяжелая.
Вино неожиданно очень понравилось. Мы пили много за ужином. Голова не болела ни разу. Не считая, конечно, последнего дня, но там я не уверена, что это от алкоголя.

Бюджет нашей поездки: на отели порядка 100 лари в день, на еду на троих тоже 100-120 лари на день (но мы ели много и пили вино каждый вечер по 1, иногда даже 2 литра), автомобиль 160 долларов аренда (примерно 11000 руб.), бензин примерно 200 лари за все время (около 5000 руб.), все остальное - не знаю, не очень много, т. к. вход во все монастыри бесплатный, Уплисцихте 10 лари билет на человека, музей Сталина 15 или 20 лари (вот он дороговатый, но там стооооолько иностранцев, даже не в сезон), канатка в Боржоми 10 лари с человека, чурчхела 2-2,5 лари - ее съели много, ну как много, может штук 10-12.

Мы конечно не жалеем, что съездили. Отдохнули, обстановку сменили. Но на море в Батуми, да еще на 2 недели, я бы туда точно не хотела поехать. И если из Армении я улетала с огромной любовью в душе к этой прекрасной стране, то из Грузии к концу поездки я просто хотела домой.

19.12.19,
Juli,
Новосибирск

GAL (24/12/2019)
Мы три года подряд ездим в Грузию на машине всей семье, в этом году привезли друзей. Место, в которое хочется возвращаться снова и снова. Жили в старом городе в изумительном гестхаусе под Нарикалой с видом на весь Тбилиси. Могу сказать точно - за одну поездку невозможно создаться полному и верному впечатлению о Грузии. К примеру, Тбилиси в первые две поездки нам нравился, да, но в эту поездку раскрылся настолько по-особенному, что мечтаем туда попасть снова, чтобы просто походить по улицам города. Люди - отдельная тема, мы встречали только радушие и радость, что мы приехали, несмотря на истерию по тв. А фотографии очень красивые, спасибо большое автору статьи за погружение в любимые места!
Natalya_travel (24/12/2019)
Хм, действительно, как у всех по-разному. По еде, я честно говоря в Грузии получила полное гастрономическое наслаждение, острой еда нигде не попадались, а мы там 17 дней колесили, единственное только до Сванетии не добрались. Еда везде вкусной была, дома я хлеб и лепешки всякие не ем, а вот от их хачапури я в восторге была. Шашлык по большей части везде очень вкусный был и хинкали тоже. Муж у меня не любитель кинзы, поэтому ему не сильно заходили, а я ее очень люблю. Природа тоше шикарная была и фрукты тоже, но мы были в конце июля-начала августа , поэтому там было так сказать божественно и по погоде и по красотам.
Marakuya (22/12/2019)
Ну надо же.., какое очень разное восприятие всё-таки у разных людей: мы уже 3 раза компанией в 5 человек были в Грузии и хотим еще и еще, все в восторге.
Инна (21/12/2019)
Похоже на наши впечатления от Грузии. Вернулась бы только ради вина и чурчхел.