Туризм и отдых  »  Рассказы о поездках и экскурсиях  »  Путешествия по России

Нижний Новгород. Часть вторая. Стрелка и Започаенье

Нижний Новгород. Часть первая. Речная прогулка, музей и театр

Утром я проснулась в 7-30 и увидела, что в чате группы "Больше чем путешествие" уже активность.

Люди прибывают в отель. Идут на завтрак. Тогда я быстро собралась и вызвала такси. Уже через полчаса была в отеле. Зачисляли нас в отель Ibis.

Отель новый.
Поэтому все ещё свеженькое. Чистенько.
В холле отеля встретил меня администратор с табличкой "Больше чем путешествие".

Так как заселение у нас было позже, то я просто сдала свой рюкзак в камеру хранения и пошла на завтрак. Отель средней категории. Как я поняла, это отель, который как раз и рассчитан на групповые туры. Потому что на завтраке четко было видно, что многие поехали именно группами - спортсмены, группа бабушек-туристок из Москвы.
Завтрак очень даже неплохой. Все, что я люблю и готова есть по утрам - было!

В 11 у нас был назначен выезд. Изначально группа должна была быть 42 человека. Накануне свое присутствие подтвердили 30 человек. Приехало 27 человек. Кемерово, Саранск, Казань, Москва, Иваново, Тула, Оренбург, Орёл, Ярославль  - это только те города, что я смогла вспомнить.

Экскурсовод нам попался замечательный. Хрупкая женщина, но такой живчик! Елена. Все время Елена что-то рассказывала. Такой объем интересной информации, разных фактов, баек... Мы ездили по городу. Смотрели улицы, дома, сквер имени Горького. Старые границы города...

Потом нас повезли на другой берег. В исторический район нижегородской ярмарки. Самой крупной ярмарки Российской империи.

Только вдумайтесь... В то время как в Нижнем Новгороде проживало 20 тыс людей, раз в год, на пару месяцев, на противоположный берег, на стрелку прибывали единовременно (за один день) до 200 тыс.человек. За весь сезон ярмарки, то приезжая, то уезжая, ее посещало миллион людей.

Здесь стоит очень красивый храм.
Собор святого благоверного князя Александра Невского (Новоя́рмарочный) — православный кафедральный (с 2009 года) собор на стрелке Волги и Оки, относящейся к историческому центру Нижнего Новгорода. Построен в 1868—1881 годах по проекту архитектора Льва Владимировича Даля.

Да да... Начнем с того, что стрелка есть не только в Питере, но и в Нижнем Новгороде.

И сейчас эта стрелка - прекрасное место!

Но немного о храме...

По карте (выше) видно, что он построен на стрелке слияния двух рек. Собор очень большой и величественный. А грунт под собором не приспособлен, чтобы на нем строились такие сооружения .
Котлован, который выросли под фундамент очень быстро заполнялся подземными водами, которые очень близко. Тогда было принято решение непосредственно в котлован заполненный водой установить подушку-плот из дуба. По сути храм стоит на плоту. Так как дуб в воде, кислород не поступает, и поэтому плот сохраняется. Но так было до строительства Горьковского водохранилища. Люди стали регулировать уровень воды в Волге. Произошли изменения и с грунтовыми водами. Тогда была проведена специальная система орошения плота, подачи воды, чтобы и по-прежнему плот оставался полностью в воде, без поступления кислорода.

Рядом с собором мы видим огромный колокол.

Это третий по величине колокол в России. Его высота и диаметр совпадают и равны 4 метрам. Вес 60 тонн. Изготовлен из колокольной бронзы (80 % меди и 20 % олова). По нижнему поясу колокола идёт надпись, увековечивающая имена всех попечителей и благотворителей, принявших участие в его создании.

Возле храма, лицом к Волге, стоит памятник Александру Невскому.

Великий князь родился в год, когда был основан Нижний Новгород, а свой земной путь он окончил в Городце, на берегах Волги.

Ещё хотелось бы рассказать о самой стрелке. Здесь невероятно уютно, красиво. Шикарный вид на город, на Кремль. Есть детские площадки. Если будете в Нижнем, то обязательно приезжайте сюда. Можно часами здесь сидеть и любоваться Волгой.

Ещё здесь остался кусочек выставки, которая проходила в Нижнем Новгороде в конце 19 века.

XVI Всероссийская промышленная и художественная выставка была профинансирована императором Николаем II и проходила с 28 мая (9 июня) по 1 (13) октября 1896 года в Нижнем Новгороде, в районе Кунавино, где сейчас расположен «Парк им. 1-го мая». К открытию выставки в Нижнем Новгороде был пущен первый в России электрический трамвай, устроены фуникулёры — подъёмники, доставлявшие пассажиров с нижней части города в верхнюю (Кремлёвский и Похвалинский), выстроены здания городского драматического театра, окружного суда, биржи Волжско-Камского банка, гостиниц, открыта пароходная скоростная линия, связывающая верхнюю часть города с его заречной частью.

Есть здание старой гостиницы. Есть один павильон.

На самом деле всего и не расскажешь, что нам рассказывал и показывал экскурсовод... но вот немного рассказала.

А уже за нижегородской ярмаркой был построен новый стадион, специально к Мундиалю.
Стадион уникален тем, что у него нет стен. Когда его строили, то очень переживали, что вибрация от вбивания свай повредит собору, который стоит совсем рядом... Поэтому применили редкую технологию. Сваи не вбивали, а как-то выдавливали. В этот день, когда мы приехали, на стадионе как раз должен был пройти матч. Болельщики уже пришли к стадиону.

Фото с воды, которое я делала накануне.

После этого нас повезли на обед.
Обедали мы в старинном здании, прямо у стен Кремля. Кафе в полуподвальном помещении. Антураж и интерьер старого трактира. Мне понравилось. Кормили нас - салат, первое, второе, компот и булочка. Кофе я купила себе сама. Кто-то сказал - ну, без изысков, столовская еда... Но я дивчина неприхотливая, я все ем.

После обеда мы вышли из кафе, а тут как раз опять автопробег... Такие колоритные ребята.

А потом нас повезли в Започаенье! Боже, какие красивые овраги в Нижнем Новгороде! Как мы помним, Нижний Новгород стоит на Дятловых горах. Семь холмов. Много легенд по поводу происхождения названия, вот одна из них.

По одной из существующих легенд, Дятел — прозвище мордвина-язычника, полученное им за то, что он был вынужден постоянно работать топором для постройки на месте слияния Оки и Волги жилищ для своей семьи, состоявшей из восемнадцати жен и семидесяти сыновей.

Между ними ущелья-овраги. Когда мы ехали в Започаенье, мы проехали один такой глубокий овраг, тогда я и решила - я вернусь в этот овраг..

Ну а теперь о том, зачем нас повезли в Започаенье. Тут мы должны были отработать проект. Но мы приехали на 30 минут раньше. Наша Лена использовала эти 30 минут для того, чтобы показать музей Горького. Это дом его дедушки, где он прожил совсем недолго... Ну, а вообще, с такими родственниками врагов не надо. Дед избивал бабушку. Дядя тётушку... Все друг друга ненавидели... В этом доме жили несколько семей. Дом небольшой. Семей несколько. Ждали смерти дедушки Горького.

Итак, дом-музей Горького.

Горький отрок.

Вскоре приехал куратор нашего проекта. Приехала приятная женщина. Представилась. Но я, к сожалению, забыла уже имя и должность. Чиновник из архитектурного отдела.

Нам дали задание. Исследование рамочным методом. Выдали три рамки-темы, через призму которых мы должны были изучить улицы города. Выдали на выбор три направления.
Одно из направлений было как раз тот овраг, который так мне понравился. Я не стала ни с кем группироваться, а просто пошла сама на прогулку.

Вдоль оврага идёт Почаинский бульвар. Очень интересное и атмосферное место.

Виды тут, конечно, шикарные!

На бульваре живут вот такие мышки)))

Внутри оврага старые дома. Потом мне сказали, что в них ещё до сих пор деревянная канализация. Я так удивилась, что даже забыла уточнить - что это и как это.

Погуляв по бульвару вдоль оврага, я пошла просто гулять по этому району...

И вот смотрите, какой интересный домик... На табличке прочитала, что здесь когда-то было речное училище...

Но что здесь сейчас - вообще непонятно. Обошла весь дом вокруг - никаких табличек... Наверное, жилой дом... А потом увидела на одном из подъездов вот такое объявление)))

Ну точно, жилой дом!

Здесь же рядом домик Петра I. Здание постройки конца XVII века. Согласно местному преданию, в этом доме император Пётр I останавливался один раз: в 1695 году перед Азовским походом.

Первоначально палаты принадлежали купцу Чатыгину, в начале XVIII в. — купцам Докукиным, в 1765 г. — вдове Михаила Докукина Ирине Петровне. Впоследствии владельцы палат неоднократно менялись. В XIX в. здание сильно обветшало и использовалось как ночлежный дом. В 1888 г. при учреждении Нижегородской губернской учёной архивной комиссии дом как реликвия города был приобретен для размещения исторических материалов.

6 марта 2008 г. Правительством Нижегородской области утверждены границы территории Дома Чатыгина (Дома Петра Первого) как объекта культурного наследия.

А чуть дальше стоит уникальная церковь (об этом я узнала позже от Лены экскурсовода). Это первая церковь корабельного типа. Очень красивая.

Церковь иконы Божией Матери «Знамение» и святых Жён-Мироносиц — первая приходская каменная церковь в Верхнем посаде Нижнего Новгорода. Первый в истории древнерусского зодчества храм типа «корабль», характеризующийся строго осевым расположением алтаря, молельного зала, трапезной и колокольни над западным входом. В приходе церкви родились чудотворцы Евфимий Суздальский и Макарий Желтоводский.

После революции чего только в этой церкви не было. Одно время было театральное училище. Именно в этом училище учился Евстигнеев.

Потом я ещё погуляла по улочке и пошла к месту встречи группы.

Вот такие красивые трамвайчики в Нижнем Новгороде.

Пришла, а ещё не всё собрались, поэтому зашла выпить кофе в кафе.

Когда все пришли, мы поехали в Дом Архитектора. Дом Архитекторов находится в нескольких метрах от памятника Чкалову и Чкаловской лестницы.

Сначала мы погуляли по смотровой площадке. Послушали рассказ о Чкалове, о лестнице. Потом узнали, что Нижний Новгород - это столица закатов, если хотите полюбоваться красивыми закатами, то приходите сюда вечером.

И вот нас пригласили в Дом Архитектора.

Вид из окон зала.

В небольшом конференцзале нас встретил инженер-урбанист. Очень приятная женщина. Она была в восторге, что мы, оказывается, все из разных городов. Ее задача была - получить наши ощущения от района.  Без банальных - красиво, приятно, уютно. А именно критика, или - а зачем? А почему? Или наблюдения в сравнении с другими городами.

1.5 часа шла беседа. Мне понравилось. Сначала, конечно, все были скованны, но потом потихоньку разговорились, и было интересно.

Но нашлось несколько товарищей, которые начали нудить - нам это скучно, нам это неинтересно. Зачем нам это все... В итоге вместо того, чтобы просто молча выйти и ждать группу внизу, устроили мини-перформанс, шумно ушли.

После Дома Архитекторов мы поехали ужинать. Кафе также в исторической части города. Ресторация Ёж. Внутри мильён ежей. Да и вообще интерьер приятный очень.

После ресторации мы пошли просто гулять по одной из улочек этого района.

Погуляли, и потом нас отвезли в отель заселяться.
Мне выдали карту от номера. Я должна была быть одна в номере, так как моя соседка не приехала. (Я уже писала, что из 42 человек было только 27). Но девушка из Иваново, которая обедала и ужинала со мной за столиком, попросилась ко мне в номер. Я согласилась.

Мы заселились. Вызвали такси и поехали в центр. Я очень хотела попасть в филиал художественного музея. Была ночь музеев. Мы приехали. Очередь огромная. Без регистрации на сайте - нельзя. Регистрация на сайте закрылась уже.

Тогда мы просто пошли гулять. Зашли на смотровую площадку полюбоваться закатом. Потом мимо Кремля на Покровскую. Слушали уличных музыкантов. Пили пиво. Шли пешком в сторону отеля.

Дошли. Легли уставшие спать.