Реклама
Увидели ошибку?
выделите слово или фразу мышкой и нажмите "ctrl+enter"
ошибки в отзывах пользователей не исправляются |
Праздники » Новый год
Петр Первый и Новый ГодГуляка, не пропускавший юбок фрейлин своих жен, носитель дурнейшего характера, обладатель феноменального количества внебрачных детей и, разумеется, один из величайших реформаторов государства Российского – Петр Первый. Реформы во время его, Петра Первого, правления, которые коснулись Руси, по размаху последствий можно сравнить только с реформами решившего жениться на христианке языческого правителя Владимира, известного также, впоследствии, как Красное Солнышко. Владимир дал нам всем в приказном порядке христианство, а Петр Первый – в приказном же порядке – празднование Нового Года, чудесного праздника, который, спустя лет сто пятьдесят, стал праздником любимым и семейным, и до сих пор, спустя уже триста с небольшим лет, таковым и остается.
В 1699 году, 20 декабря, в день, когда, так сказать, ничто не предвещало беды, на головы всем жителям Руси, до которых успел он «долететь» - несомненно, в первые годы это коснулось только Москвы и её ближайших окраин, тогда и Санкт-Петербурга-то еще не было - буквально рухнул приказ Петра Первого: «…кому случится и в дому своем, по большим и проезжим знатным улицам, знатным людям, и у домов нарочитых духовного и мирского чину, перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых, против образцов, каковы сделаны на Гостине дворе и у нижней аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно, а людям скудным комуждо хотя по древцу или ветви на вороты, или над хороминою своею поставить» И это в этом приказе было не самое главное и не самое неприятное. Самое неприятное, не для царя, конечно, и даже не для бояр, а для простых людей, населявших Москву, было в том, что Новый Год, сообразно этому же приказу наступал второй раз за четыре месяца и через 11 дней: «И чтоб то поспело будущего генваря к 1-му числу 1700 сего года». Кроме того, что великий царь любил военные действия, шумные гуляния и женщин, он славился еще и невероятной, фантастической какой-то страстью к фейерверкам и шутихам, что нашло свое отражение в этом же указе: «Да генваря ж в 1 день, в знак веселия; друг друга поздравляя новым годом и столетним веком, учинить сие: когда на большой Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет, потом по знатным дворам, боярам, и окольничим, и думным и ближним, и знатным людям, полатного, воинского и купецкого чина знаменитым людям, каждому на своем дворе, из небольших пушечек, буде у кого есть, и из нескольких мушкетов, или иного мелкого ружья, учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракетов, сколько у кого случится, и по улицам большим, где пространство есть, генваря с 1 по 7 число, по ночам огни зажигать из дров, или хворосту, или соломы, а где мелкие дворы, собрався пять или шесть дворов, такой огонь класть, или, кто похочет, на столбиках поставить по одной, по две, или по три смоляные и худые бочки, и наполня соломою или хворостом, зажигать, перед бурмистрскою ратушею стрельбе и таким огням и украшению, по их рассмотрению быть же.» Вокруг Петра Первого, как человека одиозного, легендарного и значимого не только для России, но и для всего мира, ходит множество интересных легенд. Одна из них гласит, что первое января выбрано Петром для празднования нового года не случайно. Согласно этой легенде, Христос родился 25 декабря, а спустя семь дней его, по еврейской традиции, понесли обрезать в храм и, таким образом, мальчик стал тем самым Царем Иудейским, Богом, Новым Богом, который впоследствии отменил Ветхий Завет. И вот, будто бы, царь и пошутил, введя новое слово «год», с английского «God» (Бог). Легенда эта спорная, поскольку в приказе как мы видим, уже упоминается слово «год», причем как слово обычное, имеющееся в обиходе. Наступивший, новый, 1700, год, царь праздновал со своим знаменитым и вызывавшим оторопь у боярства, Всешутейшего и Всепьянейшего собором, который Петр организовал в 1690 году, то есть когда молодому, но уже женатому, царю было 18 лет. Составлявшие этот своеобразный «собор» люди (в разное время числом от 20 до 200 человек), собравшись в полдень, катались по Москве на санях или лошадях в поисках подходящего для предстоящего кутежа двора. Куда и закатывались с тем, что бы разбрестись только на рассвете следующего дня. Хозяева дворов одновременно боялись нашествия Всешутейшего и ждали: ведь тех хозяев, которые Петру и его окружению понравились ждали почести и финансовые вознаграждения за учиненный ими на территории хозяина беспредел, а вот те, кто оказал прием недостойный могли и пострадать от дурного царского нрава. Впрочем вернемся к новому году. Поскольку царь отличался нравом не просто дурным, а и непомерно крутым, то тех, кто вдруг откажется веселиться в обозначенный царем срок, он, Петр, приказал бить батогами. Впрочем, разумеется, в официальный царский указ это не вошло, а сохранилось зафиксированное современниками: «Поскольку в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с 1 января. А в знак доброго начинания и веселья поздравлять друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым пьянства и мордобоя не учинять — на то других дней хватает. А кто на Новый год не веселится, тех бить батогами…» Но и это еще не все! Будучи буквально отцом всех реформ, которые коснулись его, русского, народа, Петр Первый прозрел грядущие в веках проблемы с майскими демонстрациями и елками, и потому там же, в том же приказе, описал, что: «А стоять тому украшению генваря по 7-е число того же года». 24.11.11, Кристина Вязовская P.S.: Полный текст указа, переведенный на современный русский язык7208 (1699) года декабря в 20 день великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец указал сказать: "Известно ему, Великому Государю, стало - не только что во многих европских християнских странах , но и в народах славянских , которые с восточною православною нашею Церковью во всем согласны -- как валахи, молдавы, сербы, далматы, болгары и самые его, Великого Государя, подданные черкасы, и все греки, от которых наша вера православная принята - все те народы согласно лета свои исчисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть января с 1 числа , а не от Создания мира, за многую рознь и считание в тех летах. И ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего января с 1 числа настанет новый 1700 год, купно и новый столетний век. И для того доброго и полезного дела указал (Великий Государь) впредь лета счислять в приказах и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего января с 1 числа от Рождества Христова. А в знак того доброго начинания и нового столетнего века в царствующем граде Москве после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви, и кому случится и в доме своем, по большим и проезжим знатным улицам, знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, елевых и можжевелевых -- по образцам, каковы сделаны на Гостином дворе и у нижней Аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно. А людям скудным каждому хоть по деревцу или ветке над воротами или над хороминой своей поставить. И чтоб то поспело ныне будущего января к 1 числу сего года, а стоять тому украшению января по седьмой день того ж 1700 года . Да января ж в 1 день, в знак веселия, друг друга поздравляя с Новым годом и столетним веком, учинить сие : когда на большой Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет - то по всем знатным дворам боярам, и окольничим, и думным, и ближним, и знатным людям палатного, воинского и купецкого чина знаменитым людям каждому на своем дворе из небольших пушечек , если у кого есть, и из нескольких мушкетов или иного мелкого ружья учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет, сколько у кого случится . И по улицам большим, где пространство есть, января с 1 по 7 число по ночам огни зажигать из дров, или хвороста, или соломы. А где мелкие дворы -- собравшись по пять или шесть дворов такой огонь класть или, кто захочет, на столбиках поставить по одной, или по две, или по три смоляные и худые бочки, и наполняя соломой или хворостом зажигать. А перед Бурмистерской ратушей стрельбе и таким огням и украшению по их смотрению быть же". Указ Петра, №1736 «О праздновании Нового Года» |
Поиск по сайту
Вы вошли как Гость
пожалуйста, представьтесь или зарегистрируйтесь
Актуальные темы форума
CORAL TRAVEL офис продаж. Ваш отдых в надёжных руках! (Путешествия и туризм. Отели и санатории.)УЗБЕКИСТАН - Ташкент, Самарканд, Фергана, Бухара, Хива (Россия и страны ближнего зарубежья (СНГ))... Зима не за горами ... ( Дачное общество Сибмама. Огородно - садовая жизнь)✈ SUN TRAVELS ✈ ___ туристкомпания ___ Нск-Академ (Путешествия и туризм. Отели и санатории.)Игра фото-цепочка. Часть 10 (Фотофорум. Все о фото)Игра Фото-Диксит! Приглашаются все желающие. Часть 7 (Фотофорум. Все о фото)Наши обеды и ужины-26. Фото обязательно, рецепт желательно (Кулинарный форум)Авиакомпания S7 (бывшая АК Сибирь) (Путешествия и туризм. Отели и санатории.)ОАЭ - Объединенные Арабские Эмираты; Дубаи, Шарджа, Абу Даби (Путешествия и туризм. Отели и санатории.)Ваш завтрак (Кулинарный форум)
Объявления
Ранец б/у для девочки (Детские товары (ДО) в Новосибирске)Комбинезон Джинсовый на мальчика или девочку (Одежда для дошкольников (от 86 до 121 см))Рубашка на мальчика белая (Детская одежда на рост от 122 до 151 см)Эльза. Свинка Пеппа. Мешок для игрушек. (Детские товары (ДО) в Новосибирске)НОВЫЕ и в ОТС вещи на девочку 152-157 см (Детская одежда для подростков 152 см и выше)Женская обувь 40 и 41 размера, кожаная (Обувь для взрослых (ДО))Вещи импортные и обувь на девочку 122-128, 134-140, 146 и 151 см (Детская одежда на рост от 122 до 151 см)Детские игрушки, пазлы, настольные игры. Новые и в Отс (Детские товары (ДО) в Новосибирске)Продам новые и в Отс женские и мужские вещи (Одежда для взрослых (ДО))Много импортных вещей Новых и Бу (Одежда для дошкольников (от 86 до 121 см))
|