Туризм и отдых  »  Рассказы о поездках и экскурсиях  »  Путешествия по России

Плато Путорана - страна незаходящего солнца

На плато Путорана я мечтала попасть уже давно. И вот, наконец, все сложилось: и в группу позвали, и премию на работе дали (новогоднюю), и даже отпуск ещё не весь распланирован.
Прошло полгода, и мы летим на север Красноярского края, в город под названием Игарка. Слова-то какие: "Игарка", "Курейка", "Заполярье". Ещё недавно они были только из книг, а теперь они вокруг!

Встретила нас Игарка плотной дымовой завесой - от пожаров Якутии дым принесло. Не видно ничего, только апокалиптически-красное солнце. И дым этот нам не только виды, но и планы подпортил. Но это все было потом. А пока мы только прилетели в Игарку, сидим на берегу Енисея, едим чудесную уху из щуки, как водится, лучшую рыбу в жизни.
Енисей такой разный. И плыть нам по нему сегодня километров 150. Плавали мы на здоровой моторной лодке Туруханке. Или правильнее будет говорить "нас возили". Вообще, эта поездка, несколько неожиданно для меня, оказалась не походом, а такой фотопрогулкой по совершенно диким местам. Но я опять забегаю вперёд.

Плывем мы по Енисею вверх, в сторону Курейки. Вокруг туман. След лодки уходит в белое ничто.

А потом, неожиданно, дым отступает, у Енисея появляются берега. А вода все такая же гладкая: дым ушел без ветра.

К вечеру входим в устье Курейки. Это те самые места, про которые Астафьев писал в своей Царь-рыбе. Да и не сказать, что сильно они с тех пор изменились. Все те же реки, дикая комариная тайга, редкие рыбаки ждут свою царь-рыбу. Мы тоже рыбу ловим и ею ужинаем. Ну, пусть не царя, а просто очередную щуку, но очень вкусную.

В устье Курейки стоит табличка "Полярный круг". Не очень понятно, почему именно здесь, когда сама линия на сотню километров южнее. Но знак красивый. Мы в Заполярье - воротах Арктики.

Потом еще сколько-то плывем вверх по Курейке, но уже ночь, хоть и белая полярная. После предыдущей ночи в самолете уже нет сил смотреть Курейку, просто дремлю в лодке, пока не приходим на место ночёвки.

Следующим утром встаём как-то очень рано, благо, полярные ночи это позволяют, и едем дальше. Сначала по плану Светлогорск и Курейская ГЭС. Поскольку шлюза для прохождения судов в ней не предусмотрено, то лодку надо вытащить из воды, погрузить в КАМАЗ и перевезти в водохранилище.

И вот Курейское водохранилище с многочисленными островами и нетронутой тайгой по берегам. Только опять ничего не видно - снова проклятый дым. Нет, определенное очарование в этих лаконичных пейзажах есть, но я все время представляю, какие бы потрясающие отражения были в этой гладкой воде при хорошем свете, и так обидно становится.

А ещё обидно, что на Хантайское озеро решили не идти - смысла нет даже при небольшой дымке, не то что при такой плотной завесе. Только полазить по тайге и ничего не увидеть. В общем сижу в лодке, обижаюсь на все это. Уже думаю, и о чем я тут вам писать буду, если ничего не увидим и никуда не сходим.

А потом вышли на берег, села я, стала смотреть, как бежит вода Курейки, шум леса слушать. И так все стало легко: вот что за привычка заранее все перемалывать. Я сижу за полярным кругом, на берегу реки из книжки, на подходах к плато, о котором лет пятнадцать мечтала. Чего мне ещё надо? Ну, разве что поесть очередной идеальной рыбки и искупаться. Мы там вообще каждый день купались - больше, чем где-нибудь в Турции. Вода, конечно, не теплая, но и не сказать, что очень холодная. А на улице жара и насекомые, так что окунуться в освежающую воду очень приятно.

Едем мы так вверх по Курейке час, два, три, день и ещё даже. И вокруг вообще никого. Ни деревеньки, ни времянки на берегу. В этом мире людей просто нет.
До собственно Путоранов дошли уже только на следующий день. Курейка наша разлилась по ущелью и получилось озеро Дюпкун. На нем и будем жить. Вокруг горы без вершин и абсолютно ни души на многие километры вокруг. Здесь, в южной части плато, вообще мало кто бывает. Говорят, человек 300 в год. Но эти 300 человек так рассредоточены по огромным пространствам, что даже не верится, что хоть кто-то до нас проходил.

Для начала знакомства с чудесами Путоранов идём смотреть "домашний" водопад, который прямо над нашим лагерем. Ну, как "прямо" - все равно надо по тайге пройти. Тайга такая хорошая - лиственницы стоят яркие, ягода растет. А под ногами - ковер тундры из ягеля, брусники, голубики. Наверное, это и есть лесотундра, когда наверху лес, а внизу - тундра.

А по этому ковру тундры пищухи натоптали тропы. Ягель проминается, а новый вырасти не успевает.

Местами над скалами лес расступается и открываются виды на озеро Дюпкун под ногами и на те самые горы без вершин, которыми сложено плато.

А еще открываются сами скалы. Это не просто скалы - это огромные базальтовые массивы, сложенные из шестигранных колонн.

Внутренний геолог прямо-таки ликует - вокруг живая история земли. Вот они, Сибирские траппы - они же горы без вершин, они же столовые горы со склонами-лесенками. Вот под ногами массивы базальта и столбчатые отдельности. Я понимаю, что эта фотография мало кого привлечет, но вы все-таки всмотритесь: каждый из этих камней - разрушенный шестигранник, а значит, застывшая лава. Следы самого мощного в истории Земли извержения, которое длилось тысячи лет.

А для пущей радости внутреннего геолога еще и в каждом камне еще камень - ксенолиты в породе. Если проверить свою удачу и расколоть правильный камень, то внутри можно найти агаты, кристаллы горного хрусталя или аметиста или еще что-нибудь интересное. В первый же день на плато я нашла большую друзу горного хрусталя. Вот просто посмотрела под ноги и увидела сросшиеся кристаллы. И так им обрадовалась, что даже забыла сфотографировать. Так что фотография находки уже из дома. Вообще я там целыми днями камни собирала - очень уж они красивые и необычные.

Но я опять о чем-то не том. Мы же на водопад шли. Прогулялись по тайге, перебродили небольшую речку, и вот местный водопад "всего-то" метров 30 высотой.

У нас вода была очень низкая. С одной стороны - это значит, что дождей нет, и тайга сухая, с другой - водопады не такие впечталяющие. Зато тепло, очень тепло, даже жарко. И если бы не гнус, то можно было бы вообще хоть в купальнике ходить. Гнуса, вроде, много. Иногда прямо тучами висит, но при этом как-то жить можно. На Кодаре я накомарник вообще снять не могла, даже пила через сетку, а тут вполне можно терпеть. Идешь - они не догоняют, ешь - у костра тоже не кусают. Вот на привале пока сидишь, тогда налетают. По Енисею были места, где просто тучи комаров, а на плато уже гораздо меньше, зато мошки в тайге много.

На следующее утро едем еще вверх по Курейке, к самым большим водопадам. Вернее, сначала по озеру Дюпкун, которое, на самом деле, раздавшееся русло Курейки. Прямо у нас по пути Тальниковый водопад - самый высокий в России.

Вот видите на фотографии струю с падением более 600 метров? Вот и я не вижу. Потому что самый высокий водопад благополучно пересох. Это с ним каждое лето случается. Поэтому даже водопадом его не назовешь, так, сезонный ручей. В общем, сплошная сила рекламы. Нет того водопада.
С утра ветер и волна, поэтому мы все в лодке мокрые с ног до головы. Но солнце выходит, вещи сохнут, а настроение поднимается.

Ветер совсем стих, вода выгладилась и превратилась в огромную зеркальную гладь.

Лодка идет, за мотором разбегается волна и получается эффект кривых зеркал и качающегося мира.

Постепенно поднимаемся по Курейке. Она уже не озеро, а быстрая река с перекатами, а потом и вовсе горная река в каньоне.

От каньона идем пешком. Наша цель - Большой Курейский водопад, наверное, самое популярное здесь место. К нему даже есть тропа (видимо, те 300 человек протоптали). Идем по лесу, едим ягодки, следами медвежьими любуемся.

Сначала открывается глубокий базальтовый каньон с черной-черной водой, по которой рисует круги белая пена. Уже здесь можно представить мощь водопада, который эту пену набивает.

А потом появляется и сам водопад - очень большой Курейский водопад.

Самый большой по объему воды. Об этом даже табличку написали.

Правда, сейчас воды мало, и водопад относительно спокоен. Но все равно огромный.

Весь остаток вечера проводим за фотографированием водопада, фотографированием с водопадом, на фоне водопада и во всех возможных вариантах.

Когда мне все эти фотосессии с водопадом и без надоели, я пошла поискать спуск к воде. И нашла не только спуск, нижнюю точку обзора на водопад (так себе точка - света там все равно нет в каньоне), приятные скалы для лазанья, но и кое-что впечатлившее меня чуть не больше самого водопада. В скалах десятки, а то и сотни жеод (тех самых кристаллов, которые растут внутри камня). Горный хрусталь, аметисты, агаты. Вода вымыла себе каньон, прорезала базальт и вскрыла то, что было спрятано в его недрах, то, что лава подняла откуда-то из глубин земли и надежно запечатала в своей массе. Вот все эти белые пятна на скалах - это не грязь, это выходы кварцев.

Смотрите, какая красота внутри бывает.

А вечером, разумеется, рыба. Сегодня хариус, которого поймали под водопадом.

И можно никуда не спешить, сесть на краю обрыва и смотреть, как черная-черная вода крутит белую-белую пену. Как солнце уже опустилось за горы, но не скрылось за горизонтом и уже готово через пару часов вернуться обратно на небо.
Если утром туристам не надо срочно собираться и как можно раньше выходить на маршрут, то у них возникают странные идеи. Например, пойти искупаться в чаше с видом на водопад. А если туристы - девочки, то еще более странные идеи при этом сфотографироваться. И даже прикольно получилось, надо сказать. Фотографии с купания я вам все равно не покажу, а покажу утренний водопад с нижней точки съемки. Говорю же, так себе точка.

Возвращаемся к нашей лодке, еще раз любуемся каньоном и черной-черной водой. И начинаем движение вниз по Курейке в сторону лагеря.

Но по дороге нас ждут еще водопады. Они уже не имеют звание самых-самых, но мне понравились даже больше. Каскад водопадов на реке 1-я Гагарья. Самый нижний водопад и не водопад вовсе, так, просто порог - в нем нет десяти метров высоты, а значит, по меркам Путоранов, звания водопада не заслужил.

Ко второму и третьему водопаду надо немного пройти - ни один поход у меня не обходится без лазанья по ольхачу.

Второй водопад извивается в глубоком каньоне, к нему и не подступишься.

Зато третий - во всей красе.

И еще, кроме водопадов, нас тут ждет дополнительный бонус - ягоды. Во-первых, мы наконец-то нашли морошку! Я ее раньше никогда не пробовала, и это для меня был очень желанный пункт программы в заполярье.

А еще нашли чудо-ягоду княженику. Я про такую только слышала, что слово такое есть, а что она из себя представляет, даже не знала. А это такая малина, которая на траве растет. Только гораздо вкуснее.

Пока мы ели ягоду, опять появился дым, все соседние горы утонули в рыжеватой дымке, и видимость пропала.

Раз видимости нет, остается только есть. Вообще, еда была в качестве отдельного развлечения, пожалуй, не менее значимого, чем красоты окружающих гор. Мы каждый день ели рыбу, которую только что поймали - уху, копченую рыбу, печеную на решетке и в фольге, малосольную и маринованную, котлеты из щуки и даже сашими из хариуса.

На следующее утро видимости все нет. Дым смешался с туманом, даже как будто дождь собирался. Вообще мы хотели в этот день подняться наверх на плато. На Хантайское озеро не пошли, так хоть на "наш" Дюпкун сверху посмотреть. Но при такой видимости идти куда-то смысла нет. Посидели, подождали и решили ехать на еще одни водопады. Водопадов тут столько, что можно только на них и смотреть каждый день.
Сначала водопад Чаши. Поток воды с высоты 33 метров падает в огромную базальтовую чашу, окруженную шестигранными колоннами.

Наверное, нам уже поднадоели водопады, но на Чашу мы как-то особо не смотрим. А вот агаты, которые рассыпаны под ногами, заинтересовали гораздо больше. Пока мы высматривали камни, туман неожиданно поднялся, и открылся вид на горы и весь каскад водопада. Прямо-таки затерянный мир.

И еще один водопад, на реке 2-я Гагарья (вчера была 1-я). Водопад называется Два брата - река в нем делится на два мощных потока.

Вода прямо-таки завораживающе падает какими-то волнами, каскадами, то отдельными брызгами, то общими струями.

Путь к водопаду идет по тайге, как и большинство маршрутов здесь. В этот день тайга была достаточно мокрая, но все равно очаровательная.

Вот только дымка так и не развеялась, ни в этот день, ни на следующий. А у нас последний день на плато и последний шанс подняться наверх. Так что все равно идем, вдруг что-то да увидим сверху. Хотя дым, который смешивается с туманом и окутывает все вокруг, не оставляет надежд на хорошие виды.

Пока мы пытаемся подняться выше зоны леса, давайте я вам сразу покажу все картинки, которые я наснимала на таежных кочках в разные дни, очень уж они мне нравятся.

Тайга закончилась, начались камни, но их совсем немного. Мы все-таки в южной части плато, и сравнительно невысокие горы поросли лесом почти до плоских вершин. Но все-таки выходим на осыпь и любуемся очередными базальтовыми выходами.

Вид на озеро только такой - облака над головой, туман под ногами.

И теперь долгая дорога назад. Теперь только ехать обратно - сначала вниз по Курейке, а потом снова по Енисею. Но на обратной дороге видимость уже лучше - можно хоть посмотреть на те места, которые мы прошли в плотном тумане.

Снова Курейское водохранилище с его многочисленными островами. Снова остановки в тайге, где кажется, что ягоду выращивают комары, специально, чтобы приманить туристов. И снова Светлогорск, где лодку на КАМАЗе перевозят через ГЭС. Но взгляд-то уже другой. Мы видим какие-то вещи, которые не замечали сначала.
На выезде из Светлогорска стоит ржавый паровоз старой Трансполярной дороги. По дороге туда мы его тоже видели. Я еще тогда отмахнулась: "ну, понятно, что с Трансполярной дороги, что эту развалину фотографировать". А по дороге обратно осознала - да это же та самая заброшенная Трансполярная дорога, которую я когда-то так хотела увидеть.

Между прочим, паровоз видно только по низкой воде. Весной, в паводок, от него только одна труба торчит.
Уходим из Курейки, напоследок наловив огромных щук на уху.

Море-Енисей встречает нас настоящим штормом. Вот правда, он тут морем кажется! Ширина реки 3,5 км - другой берег тонет в тумане.

И волна бьет встречная, а мы-то вниз по течению реки идем.

Раз штормит, то у нас случилась еще одна ночевка на песчаных пляжах заполярья.

Там мы полюбовались волнами, закатом, а еще цепочками медвежьих следов.

А потом все пошло не так, и мы эпично опоздали на самолет. Но это уже совсем другая история, которую я расскажу как-нибудь в другой раз, потому что это была история про красоту, а не про самолет.

19.11.2021,
Aysa,
Новосибирск

Гость (25/11/2021)
Шикарный рассказ, и великолепные фотографии. Пишите больше, вас очень интересно читать!!
HelgaElga (24/11/2021)
Ни один курорт в жарких странах не даст такого прилива энергии как наши суровые края.

В таких местах просто идёт обнуление. Как будто природа поглощает весь наш накопившийся в городах негатив.
Camii (23/11/2021)
Очень красивая суровая природа....
WD_w (22/11/2021)
ААА!!!! Отлично!!! И поход, и отчет. Спасибо!
А какая рыбка 😋
Angol (22/11/2021)
Обязательно нужно осуществлять свои мечты!! И здорово, что это получилось.