Воспоминания из детства: поход на Шавлинские озера в 1982 году

А расскажу-ка  я вам про свое походное детство. Мои мама с папой оxень любили походы, и еще до того, как в первые пошли со мной в поход, мама уже сходила на Шавло, а еще с папой сходили в поход где-то на Кавказе, а еще были в Карелии. Но как я понимаю, это все были организованные кем-то походы.

А 31 мая 1982 года на дне рождения у своей подруги моя мама познакомилась с родственниками этой подруги - семейной парой Галей и Женей, которые были заядлыми походниками. И как то сразу разговорившись, вся компания запланировала на лето поход с детьми на Шавлинские.

Совместно они продумали маршрут, расписали все продукты по дням, нашли спальники, палатки, рюкзаки, ботинки. Короче, по списку все то, что нужно брать в поход.

Вот такая компания собралась. Было три семьи с детьми: я самая младшая, шестилетняя, мальчик Тимка на год меня старше, сын Гали и Жени года на 4 меня старше и еще была девочка Аленка, самая старшая, лет 15 ей было - она была из Академгородка, знакомая Гали и Жени.

Поход был самый что ни на есть дикарский и настоящий. Это сейачс на Шавлинские, наверное, легко добраться, можно в какие-то туры, группы записаться, а тогда и тропинки-то не так очевидны порой были, шли по картам и даже умудрялись заблудиться.

В первый поход еще и с непривычки многое не рассчитали, брали лишние тяжелые продукты. Дети-то почти ничего не тащили, а еду, одежду на них ведь тоже надо было брать, вот и получалось, что взрослые тащили какие-то нереально тяжелые рюкзаки. Мама говорит, что в первый их поход она тащила рюкзак 25-килограмовый, а у них еще была пара лишних рюкзаков, за которыми они по очереди возвращались.

Последующие походы уже были с учетом всех маленьких нюнасов, и никаких лишних рюкзаков не было.

До Бийска из Барнаула мы ехали на поезде, а там нанимали автобус с другими группами и ехали часов 12 с ночевкой. Ночевали в спортивном зале какой-то школы, Женя договорился со знакомыми. Начинался маршрут у Чибита, по словам мамы, там сразу начинался очень крутой и длинный подъем.

Я всего, конечно, не помню, но я помню, что от похода я была в восторге. Вот прям помню яркое солнце и очень красивые просторы. Например, помню, как мы скакали впереди взрослых, потом останавливались, оборчивались, их ждали. Именно тогда на привалах взрослые решали, что как-то детям слишком легко с пустыми рюкзаками, и подкладывали нам по полкилограма крупы. А мы продолжали скакать вперед снова. Несколько раз вроде подкладывали :)

Помню невероятно красивые цветы огоньки. Тогда я впервые увидела их на Алтае. А еще помню, как высоко в горах мы нашли цветы эдельвейсы. Они занесены в Красную книгу. Хотя, наверное, это было в мой второй поход, потому что помню, что я сорвала один цветочек для гербария в школу. Было задание один цветок красиво за лето оформить. И как сейчас помню, что оформила я не слишком красиво, но в итоге призы получили две девочки из класса: один моя подруга, которая очень очень аккуратно и идеально оформила страничку с каким то простеньким цветком, и я, потому что хоть и неаккуратно, но зато цветок редкий и в горах добытый.

А тот перый поход у меня был перед первым классом. Папа мой много фотографировал, и у нас дома есть невероятные фотографии с тех походов. Но надо их разбирать и искать, поэтому мама мне прислала пока только то, что было у нее разобрано и найдено.

А моя сестренка прошлым летом тоже ходила на Шавлинские, и у нее из инстаграма я надергала немного современных фото.

Вот, например, тоже красивые цветы.

Я очень хорошо помню, как примерно каждые 40 минут у нас были привалы. Мы садились и ели крекеры или изюм. Крекеры я не очень любила, они были не сладкие, но они были очень легкие, и, видимо, в поход на перекусы их было удобно брать. Позже появились печеньки "азбука". Тоже легкие, похожи на крекеры, но немного с сахаром, вот их я обожала.

Обязательно обедали, но не помню, как. Гораздо лучше помню стоянки на ночевки. Разводили костер, ставили палатки. Каждый день одна из семей была дежурная по ужину, завтраку, в итоге эта семья и готовила на всех ужин. Ели супчики из пакетиков, тушенку с лапшой, супы из консервов, сухари. Для нас детей, это был какой-то рай. В течение дня невероятные красоты и приключения, а вечерами стоянка у какой нибудь речушки в уединенном месте. Я даже не помню, встречали ли мы каких-то туристов тогда, а даже если и встречали, то это были очень редкие группы. Это сейчас уже, кто хочет, может туда поехать, пойти, а в те времена, видимо, ходили только самые-самые любители походов.

Палатки в те времена были очень даже хорошо промокаемые :). Накрывали мы их какими-то пленками, но если шли дожди, то вполне могли и промокнуть, наутро все сушили :). И вот, несмотря на все эти неудобства, тяжелые рюкзаки, я помню, что взрослые были такие довольные и счастливые. Иначе зачем бы они потом каждый год в походы продолжали ходить.

Ну, а мы, дети, и подавно. Из того, что особо помню, это мышки пищухи в камнях. Так они мне понравились, что я хотела себе домой такую завести, прямо упрашивала родителей :). А еще помню, попали в бурелом. Много много поваленых деревьев в сосновом или еловом лесу. Такие красивые елки, как в сказке. И нам надо было через все это пробираться. Иногда надо было прямо перелезать через верх, а иногда, наоборот, подлезать под дерево. Наверное, родителям этот участок пути с их 30-ти килограммовыми рюкзаками не очень понравился, но мы были в восторге.

Поднимались мы в наш первый поход дней пять. Я не знаю, сколько километров мы за день проходили, но вряд ли ставили рекорды.

(Все фото, что цветные - это недавние, но с тех же мест.)

Горные речки обожала.

А какой там воздух, но главное, тишина и красота, и никого.

Чем выше поднимаешься, тем больше гор впереди, да еще со снежными вершинами.

А вот и озеро Шавлинское.

Когда добрались до озера, то по плану было задержаться там на несколько дней. Просто отдыхать, рыбачить, сходить на перевал. На перевал мы, кажется, сходили, хотя, может, это было в другой поход. Но я помню, что там был снег, и так невероятно было среди лета кататься по снегу вниз.

Там же, на поляне, вся наша компания взяла понаделала идолов. Я и не помню, то ли вот эти поленья там просто валялись, то ли торчали из земли. Но наши родители-затейники понавырезали им физиономии, и не просто физиономии, а в соответствии с нашим же типажом. Потом нарядили их в нашу одежду и фотографировались.

Мой папа (гитару, кстати, всегда с собой брали, и песни пели у костра).

Мы с мамой.

Мы с папой :)

Персонажи другой семьи.

Вот эта последняя тетя - это мамина близкая подруга, так и дружат всю жизнь. Помню, в детстве я ее не очень любила, она постоянно меня поддразнивала :), а когда подросла, то очень полюбила. Потому что все мамины подруги очень верные, добрые, хорошие, и к нам, как к своим детям, практически, относятся.

А это Женя и Галя. И вот представляете, им уже за 70 сейчас, а еще недавно они по-прежнему ходили в походы! Практически каждое лето шли на Алтай. У них была собака Дружок, и в первые годы они всегда ее брали с собой :). Мама говорит, что в тот первый поход про Галю всегда говорила, что она слабенькая, у нее слабое сердце и тяжести ей таскать нельзя, в итоге моя мама помогала ей тащить рюкзак.

Вот эта тоненькая мама, которая таскала тяжеленные рюкзаки.

Но потом Галя расходилась по походам, и так, собственно, всю жизнь с Женей и ходили в них.

А потом на нашей стоянке случилось невероятное. Вот этот момент я очень хорошо помню. Готовился ужин. Планировались лапша со шкварками. Я очень любила шкварки, кстати. А я что-то делала около костра, на котором висел котелок с кипящей водой. И тут история расходится. Мне кажется, что я вертела крючочки, а мне говорили не вертеть. Мама же считает, что я носилась вокруг в попытке поцеловать мальчика Антошку. В любом случае, я как-то налетела на котелок, и весь он опрокинулся на мою ногу.

Дальше я не помню ничего, но, по словам мамы, кожа с моей ноги слезла, как чулочек.

Удивительно, как быстро родители приняли меры. Мама говорит, что если бы это произошло дома, то на самом деле все было бы гораздо хуже. Ведь дома мы сроду не держали каких-то специальных средств. А здесь, собираясь в поход, аптечку собрали по полной. Моя мама даже поначалу ворчала, что слишком ненужное и дорогое понабрали. А в итоге все эти ожоговые брызгалки и другие медикаменты пригодились моментально. Мою ногу как-то очень быстро там же чем-то забрызгали, обработали. Недалеко была еще одна группа туристов, более профессиональных, помогли тоже.

Ногу забинтовали, меня снотворным накачали, спать уложили. Ожог у меня был какой-то между первой и второй степенью с большой площадью.

Помню проснулась я в палатке, голодная-преголодная, и начинаю просить еды. Мне приносят лапшу, но без шкварок (их все уже сьели). И я как-то очень расстроилась, что все продрыхла, и шкварок мне не досталось.

Ну, а на следующий день или через день мы стали спускаться вниз, потому что надо было что-то теперь делать с ногой и на перевязки всякие ходить. Вообще удивительно, сейчас об этом думаю, и понимаю, что я-то бы, наверное, паниковала не знаю, как, случись это с моим ребенком, а я вспоминаю это все как приключение. Ну, вывернула котелок, ну, ушли пораньше из похода, ехала на шее у папы всю дорогу назад.

Вполне довольная, как видите :). Вся группа-то надеялась назад налегке да под горку пойти. А в итоге папа нес меня, а папин рюкзак распределили по остальным. Так-то легче не стало на обратном пути, разве что путь в основном под гору. Назад спускались 3 дня. Мама говорит, что я ехала на папе и постоянно высматривала всякие красивые цветочки.

Хорошо помню маленькую алтайскую деревушку, где мне делали переваязку. Вот перевязки мне было всегда страшно делать. Бинт прилипал, и чтобы его снять, его медленно отмачивали и слой за слоем аккуратно разворачивали. Вот помню небольшой домик, который служил поликлиникой. Там и был-то, наверное, всего один кабинет и две невероятно милые девушки алтайки. Улыбчивые, приятные. Со страха сначала я писить захотела, мне тазик дали :)

Вообще врачи сказали, что, с учетом большой площади ожога и 2 степени (если мама не напутала со степенями), такой ожог подлежит госпитализации, но у меня как-то все очень хорошо подживало, поэтому мои решили ехать в Барнаул. Мама до сих пор считает, что, видимо, за счет того, что вокруг был стерильный горный воздух, и моментально были приняты меры с этими брызгалками, у меня никакой инфекции не попало, и вообще сейчас даже не верится, что у меня был такой ожог. Никакого, даже минимального, шрама не осталось. А ведь мы потом в Барнауле еще несколько недель на перевязки ходили.

А за нами приехали чьи-то друзья, которые работали теми, которые испытывают разные машины. В итоге они как раз были в тех краях, и нас с ветерком на своих крутых гоночных машинах довезли. Мама говорит, что, несмотря на мой ожог, весь поход получился очень веселым и интересным.

Ну такое вот "приключение" никак не отбило желания у моих родителей ходить в походы. На следующий год мы ходили на Мультинские озера, потом к Белухе ходили, а потом снова на Шавлинские.

В свой четвертый поход на Шавлинские озера мы снова выпилили полено с мордой и выпилили на нем его имя. Назвали Зашебатр. Каждые две буквы были первыми буквами фамилий наших четырех семей :).

Вот такое классное походное детство у меня было. Решила раздобыть потом фото с других походов и еще как нибудь напишу о них.

Я ж забыла две дедовы картины добавить! Дед после нашего похода Шавло написал!

13.05.22,

Лидс, Великобритания

Urana (Гость) (20/05/2022)
Прочитала и сразу вспомнила:видела этих идолов! Не знаю, как сейчас, а в 2002 году мы с мужем ходили на Шавлинские в свадебное путешествие)), и они там были на поляне! Помню, все еще удивлялись и фотографировались с ними.
Шкурка (19/05/2022)
Как интересно, замечательный рассказ
Потрясающее путешествие во времени и пространстве! Спасибо!
axiom (19/05/2022)
Золотое детство!
Popuchok (18/05/2022)
Куськин
*Нирвана* спасибо большое!!
*Нирвана* (18/05/2022)
Классный рассказ. И фотографии старые интересно поразглядывать. Спасибо что поделились с нами🤗
Куськин (18/05/2022)
Спасибо! Очень интересно написано!