Реклама
Увидели ошибку?
выделите слово или фразу мышкой и нажмите "ctrl+enter"
ошибки в отзывах пользователей не исправляются |
Праздники » Свадьба
Свадебные песни, величания и причитания в русском фольклоре
Еще тридцать лет назад было невозможно себе представить свадьбу без песен. Да и практически все современные нам свадьбы имеют свое звуковое сопровождение: вместо бабушек «поют» диджеи и прочая братия. Однако живая «музыка» так или иначе прорывается или в виде бабушек, или в виде песенных конкурсов. Что подтверждает утверждение известного исследователя русского фольклора В. Аникина – «В составе свадебного обряда самое важное место занимают песни».
Свадебные песни отличаются от всех остальных песен, связанных с жизнью (о похоронном обряде уж конечно больше упоминать не будем). Эти песни буквально принадлежат обряду и вне свадебного обряда ни-ког-да не исполняются. Функционально свадебные песни, величания и причитания весьма важны – они как бы освещают вес обряд, делая его понятным, отмечая самые важные точки и вехи этого внушительного и долгого мероприятия. Песни среди всего свадебного фольклора несут песни в некотором смысле и юридическую силу, исполняясь и подтверждая именно юридическую (как мы сказали бы сейчас) сторону события.
Кроме этого, фактического и фактологического значения, свадебные песни несли и продолжают нести, несомненно, и эстетическую функцию. Отличаются от остальных песен они и велеречивостью, зачастую – иносказательностью и особым повествовательным стилем.
Еще один из видов свадебного искусства – величания. Величания – жанр песенного восхваления, при этом восхваляли не только жениха и невесту, но и будущих родственников. Однако лукавить не стоит – чаще всего хвалили, перехваливали и даже захваливали именно жениха и невесту. Дошедшие до нас образцы величаний демонстрируют свою прямую связь с заклинательной магией, которая помогала ощутить благополучие, богатство и прочие материальные и душевные блага уже наступившими, существующими прямо здесь.
Позднее величания из заклинательной магии превратились в выражение идеального образа нравственного поведения, духовности, красоты, материального достатка без всякой связи с магией и магическими заговорами.
Совсем особое место занимали причитания. Это такие печальные, иногда очень печальные, образцы народного творчества. Лирические повествования, которые трогательно описывали переживания невесты и ее подруг, родителей, других участников свадьбы. Функциональная значимость причитаний была полностью подчинена обряду. Невеста обязательно представляла свое предстоящее замужество как подневольный уход из родительской семьи, как действие, которое совершается против ее воли. Отсюда печаль и беспокойство и, конечно же, причитания. Делалось это из тех же магических побуждений, которые управляли и свадебными песнями: таким образом невеста и ее новая семья надеялись избежать мести предков принимающей семьи.
Другие исследователи русского фольклора предполагают что зачастую причитания являлись и отражением истинных переживаний невесты в момент расставания с родительской семьей.
Через какое-то время причитания трансформировались и стали лишь отчасти следовать древнему магическому ритуалу, а приобрели функцию прямого выражения чувств людей, которые принимают участие в свадьбе. Тем не менее, суть и самая явная отличительная черта причитаний кроется в самом названии. Причитают люди в смятенном состоянии.
Не упомянули мы еще о такой важной части русского свадебного обряда. Как корильные песни – шутки, зачастую явные пародии на величания. Корильные песни исполнялись и в семье жениха, и в семье невесты, но только после совершения всех обрядовых джействий и фактического завершения свадебного обряда. Носили они характер развлекательный и, вероятно, помогали перенести стресс от пережитого.
Свадьба все же дело непростое и нешуточное!
10.06.2013
Александра Постышева
|
Поиск по сайту
Вы вошли как Гость
пожалуйста, представьтесь или зарегистрируйтесь
Актуальные темы форума
Золотое кольцо России (Россия и страны ближнего зарубежья (СНГ))Пробежка по Питеру - часть 2 (Россия и страны ближнего зарубежья (СНГ))Отдых в Белоруссии (Россия и страны ближнего зарубежья (СНГ))Закваски и рецепты с их применением (Кондитерская, пекарня)Декоративный прудик на даче - 2 ( Дачное общество Сибмама. Огородно - садовая жизнь)Паттайя 2024 Тай открылся! ))) (ЮВА - Тайланд, Вьетнам, Китай, Индия и другие страны)Cбор того что Вам уже не нужно! ( Благотворительное родительское движение Сибмама)Крым 2023 (Россия и страны ближнего зарубежья (СНГ))Принимаем вещи для помощи одиноким и многодетным мамочкам! ( Благотворительное родительское движение Сибмама)Садовая земляника - обычная и ремонтантная. том 11 (Сад и огород (семена, рассада, урожай))
Объявления
Продам пальто, плащ - 42 р (Одежда для взрослых (ДО))Книги и нужности - ул. Народная или Рцр (Детские товары (ДО) в Новосибирске)Одежда для мальчика - 86-122 см - район Учительской или рцр (Одежда для дошкольников (от 86 до 121 см))Продам обувь для мальчика - 25-30 размер (Обувь для малышей и дошколят (до 30 размера) (ДО))Обувь для дюймовочки - 34-35 размеры (Обувь для взрослых (ДО))Кроссовки, ботинки, шлепки 31-34 размер для мальчика (Детская обувь от 31 до 36 размера (ДО))Новые брюки Futurino для мальчика - рост 134 см (Детская одежда на рост от 122 до 151 см)Продам тунику и кофты для беременных, 40-42 размер (Товары для беременных и кормящих (ДО))Одежда для малыша - ул. Народная или Рцр (Одежда для малышей до года (до 85 см))Большая Распродажа Всячины, много новых книг (Товары для дома и семьи. (ДО))
|