Реклама
Увидели ошибку?
выделите слово или фразу мышкой и нажмите "ctrl+enter"
ошибки в отзывах пользователей не исправляются
Туризм и отдых  »  Рассказы о поездках и экскурсиях  »  Путешествия по России

Экскурсия на Сысертский фарфоровый завод

Город Сысерть Свердловской области находится в 50 км к югу от Екатеринбурга и известен своим фарфором.

Экскурсия на Сысертский фарфоровый завод

Глина для керамического производства еще в давние времена была обнаружена на берегу речки Сысерть, а позже и в городском пруду.

Экскурсия на Сысертский фарфоровый завод

Экскурсия на Сысертский фарфоровый завод

Сысертское заведение «Гончарка» все окрестные города и села обеспечивало горшками, крынками и прочей керамической утварью. Но для производства фарфора, как представителя тонкой керамики, одной серой глины недостаточно, необходим каолин - глина белого цвета, содержащая минерал каолинит.

Экскурсия на Сысертский фарфоровый завод

Каолин получил свое название от китайской местности Гао-Линь, что в переводе означает "высокий холм", где белую глину для китайского фарфора добывали еще в глубокой древности.
В каолине почти нет посторонних примесей, он легко принимает нужную форму, но плохо плавится даже при сильном нагреве, так что, чтобы получить настоящий фарфор, одного каолина тоже мало. Китайские мастера смогли выйти из положения, когда был обнаружен «фарфоровый камень», который при нагревании до 1800°С плавится и становится прозрачным. Каолинит смешали с молотым фарфоровым камнем и получили массу, которая хорошо плавится.
Для производства фарфора в России вместо фарфорового камня приходится отдельно брать его составляющие – кварц и полевой шпат. А месторождение каолина было обнаружено и за пределами Китая. На Сысертский завод художественного фарфора каолин привозят из города Кыштыма Челябинской области.

Экскурсия на Сысертский фарфоровый завод

Экскурсия на Сысертский фарфоровый завод

Фарфор Сысерти считается народным художественным промыслом, 80% технологического процесса на Сысертском заводе составляет ручной труд, поэтому качество готовой продукции в большинстве своем зависит от мастеров, которые непосредственно задействованы в процессе.

Экскурсия на Сысертский фарфоровый завод

В формовочном цехе вручную создаются гипсовые формы, которые снимаются с авторских моделей, вылепленных из пластилина или выточенных из гипса на станке.

Экскурсия на Сысертский фарфоровый завод

Экскурсия на Сысертский фарфоровый завод

Фарфоровая масса, шликер, готовится заранее: сырые материалы – серая глина, каолин, кварцевый песок и полевой шпат - измельчаются и перемешиваются с водой, а потом образовавшаяся масса пропускается через сито. К основным компонентам шликера могут добавляться и другие вещества для появления дополнительных характеристик, например, чтобы изделие приобрело определенный оттенок.

Экскурсия на Сысертский фарфоровый завод Экскурсия на Сысертский фарфоровый завод

Фарфоровая масса может быть густой и жидкой. Из густой массы с низким процентным содержанием влаги формируют плоские изделия, например, тарелки.

Экскурсия на Сысертский фарфоровый завод

Экскурсия на Сысертский фарфоровый завод

Шликер влажностью 34-36% заливается в гипсовую форму из специальных кранов-дозаторов.

Экскурсия на Сысертский фарфоровый завод

Экскурсия на Сысертский фарфоровый завод

Таким образом изготавливаются изделия сложной формы и емкостные, например, чайники, чашки или художественно-декоративные предметы.

Экскурсия на Сысертский фарфоровый завод

Шликерное литье основано на свойстве гипса впитывать влагу, а глины – отдавать влагу. Гипсовая форма, в которую наливают шликер, интенсивно впитывает в себя воду, а слой глинистой массы одинаковой толщины равномерно распределяется по внутренней поверхности формы, образуя стенки будущего изделия, или, как его называют керамисты, черепок.

Экскурсия на Сысертский фарфоровый завод

После формования изделия его сушат до остаточной влажности 2-4%. При этом изделие приобретает достаточную для обжига прочность. Сушку проводят в две стадии: предварительная стадия (подвяливание) — в гипсовых формах и окончательная — без форм. После этого к ним нужно прикрепить ручки, носики или другие мелкие детали, которые всегда выливаются из гипсовых форм отдельно и крепятся вручную.

Экскурсия на Сысертский фарфоровый завод

Высушенные изделия перед обжигом зачищают наждачной бумагой, удаляют швы, посторонние примеси и загрязнения. После зачистки изделия обдувают сжатым воздухом для удаления пыли. На данном этапе производства изделия пока очень хрупкие и легко повреждаются.

Экскурсия на Сысертский фарфоровый завод

Бракованные или поврежденные изделия на Сысертском заводе попадают на стол, приготовленный специально для туристов.

Экскурсия на Сысертский фарфоровый завод

Экскурсия на Сысертский фарфоровый завод

Это просто рай для юных скульпторов.

Экскурсия на Сысертский фарфоровый завод Экскурсия на Сысертский фарфоровый завод

Еще один этап, который изделия должны пройти перед обжигом – глазурирование. После того, как основы для изделий высыхают, в большую емкость заливают раствор глазури, и каждое изделие поочередно окунают в него на несколько секунд, а лишнюю влагу убирают, чтобы избежать капель и натеков. Глазурь состоит из тех же компонентов, что и черепок, только в других пропорциях, и благодаря этому соединяется с черепком в совершенно однородную массу. Глазурь нельзя ни отбить, ни отслоить. Именно глазурь делает поверхность фарфора гладкой, блестящей и водонепроницаемой.

Экскурсия на Сысертский фарфоровый завод

После глазурирования и еще одной просушки изделие отправляется в печь, прочность будущего фарфора достигается за счет высокой температуры обжига – 1300-1400°С . И, если нам нужны изделия чисто белые, то этот этап в производстве посуды будет заключительным.

Экскурсия на Сысертский фарфоровый завод

После обжига изделия проверяют для выявления дефектов – оно должно быть прозрачным на свет, звонким и прочным. Демонстрируя прочность, экскурсовод встает на маленькую чашечку, хрупкий на вид фарфор с достоинством переносит испытание.

При обжиге фарфор дает усадку, что необходимо учитывать при создании форм.

Экскурсия на Сысертский фарфоровый завод

Из цеха обжига уже практически готовые изделия переезжают в художественный цех, где попадают в заботливые руки декораторов. И мы, затаив дыхание, наблюдаем, как качественная, прошедшая все тестирования, вещь превращается в уникальную.

Экскурсия на Сысертский фарфоровый завод

Экскурсия на Сысертский фарфоровый завод

Несмотря на то, что роспись ведется по эскизам, после ручной работы весь декор становится эксклюзивным.

Экскурсия на Сысертский фарфоровый завод

Фарфоровые изделия чаще всего декорируются подглазурной и надглазурной росписью. Сами названия говорят за себя: декор наносится до или после процесса глазурирования. Техника надглазурной росписи самая древняя, исполняется эмалевыми красками, которые до обжига легко стираются, и только после обжига в специальных муфельных печах, где продукты горения не соприкасаются с изделиями, соединяются с глазурью.

Экскурсия на Сысертский фарфоровый завод

Экскурсия на Сысертский фарфоровый завод

Знания и умения живописцев в Сысерти передаются «из рук в руки», сохраняя традиции ручной мазковой росписи.

Экскурсия на Сысертский фарфоровый завод

Также при декорировании фарфора применяется деколь — переводная картинка, напечатанная керамическими красками на гуммированной бумаге и сверху покрытая специальным лаком. При обжиге в муфельной печи пленка выгорает, а краски спекаются с глазурью, и на поверхности фарфора остается рисунок.

Экскурсия на Сысертский фарфоровый завод

Тонкости труда фарфористов-декораторов мы уже испытали на себе. Всем раздали чашки и деколь.

Экскурсия на Сысертский фарфоровый завод

Казалось бы, что может быть проще, чем намочить наклейку, аккуратно перенести ее на поверхность фарфора лаком вверх и осторожно промокнуть сухой тряпочкой?

Экскурсия на Сысертский фарфоровый завод

Но пленка очень тонкая, так что неповрежденной картинка осталась не у всех.

Экскурсия на Сысертский фарфоровый завод

Роспись оказалась еще сложнее. На тарелочках, выданных нам, мелкие мазочки уже чудесным образом сложились в картинку. Главная задача для нас – нанести наши мазки, которые станут веточками и листиками, и при этом не стереть уже созданный мастером рисунок. Кто-то старается дорисовать листочки рябинкам, кто-то – шишечкам.

Экскурсия на Сысертский фарфоровый завод Экскурсия на Сысертский фарфоровый завод

Экскурсия на Сысертский фарфоровый завод

После мастер-класса нам на память о замечательной экскурсии в Сысерти остается почти чайный сервиз.

Экскурсия на Сысертский фарфоровый завод

03.03.16,
Марина Цурикова,
Новсибирск

   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Сохранить в Pinterest


Ryiba (09/03/2016)
Спасибо за рассказ!! Очень познавательно и интересно!! ;-)
Марина Ю. (06/03/2016)
АгатаЮ, спасибо! Мнение профессионала очень ценно.

Каролiнка, мне кажется, если полуготовое изделие есть на заводе, значит, и готовые должны быть... Во всяком случае, есть смысл позвонить в Сысерть и уточнить.

Кошка в доме, спасибо!

Victoria-R, спасибо! Хорошо, что Вы еще помните, как выглядят дети и этот мужчина. :)
Victoria-R (05/03/2016)
А я и смотрю, где-то я этих деток и мужчину видела! Молодцы! Спасибо за рассказ! Очень люблю такие изделия.
Кошка в доме (05/03/2016)
Очень интересно!
Каролiнка (05/03/2016)
Очень интересно и доступно было рассказано. С удовольствием прочитала. Спасибо!
Вот где бы купить такого слона, что в статье показан. Подобных слонов в СССР ЛФЗ выпускали, но они сейчас,как раритет, стоят дорого.
Заповедная (04/03/2016)
Замечательный рассказ, Марина! Всё грамотно, по порядку и по существу.)))))))
Прямо завидую белой завистью.))) Какие вы молодцы, что смогли там побывать!

Ваш комментарий 

 
Автор:


Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться
 

Вы вошли как Гость


Реклама