Туризм и отдых  »  Рассказы о поездках и экскурсиях  »  Путешествия по России

Новосибирск - Турнаево -Томская писаница - Кемерово - Танай

Прованс, Шварцвальд, Коста дель Соль, Новосибирская и Кемеровская области. Что общего между первыми тремя и последними двумя регионами? "Страшно далеки они друг от друга, но первые три - идеальное место отдыха", подумают одни и начнут долгий процесс получения визы, поиска денег и планирования времени поездки. "И в тех, и в других есть интересные места", подумают другие и в одно прекрасное субботнее утро просто сядут в автомобиль или даже автобус, собрав небольшой пакет с вещами и прихватив с собой скромную сумму денег, которая легко могла бы быть потрачена за день где-нибудь в торговом центре. Маленький совет - все же лучше заранее купить и прихватить с собой путеводитель и карту, или хотя бы GPRS, чтобы не потеряться где-нибудь в полях нашей необъятной родины, и чтобы знать заранее, где искать достопримечательности, так как в первых трех из перечисленных регионов они "лежат на поверхности", то есть, стоят прямо у дороги, а в двух других их надо хорошо поискать.

Путешествовать пришлось в тесноте, но, конечно, не в обиде. Водителей было целых двое, детям было веселее, да и нам тоже. За разговорами дорога не казалась утомительной, а еще в компании дети лучше едят.

Совсем недавно, приобретя путеводитель по Новосибирской области, я узнала, что в деревне Турнаево, что недалеко от Болотного, есть старая деревянная церковь, подобная строениям в Кижах, и также построенная без гвоздей. Ехать нам в любом случае надо было через Болотное, так что проехать лишние 20 км было совсем не в тягость.

Ночевать сразу запланировали в Кемерово.

Погода 7 мая обещала быть отличной - не жарко, но солнечно. Дорогая, к нашему удивлению, была почти пуста, и до Болотного доехали незаметно. Там поели (вкусно и не дорого, кофе в придорожном кафе в Болотном потрясающий, при сравнительно невысокой цене), и повернули на Турнаево. В окрестностях Болотного очень красиво.

Дорогу узнали благодаря местному жителю, который довольно сильно удивился, "что вы там забыли". В путеводителе 2005 года издания говорится, что "Турнаево - умирающее село с 60 дворами". Нам показалось, что дворов больше, и село не выглядит таким уж умирающим. Видимо, туристы все-таки приезжают посмотреть на церковь. А посмотреть есть на что. Путеводитель сообщает, что она в аварийном состоянии, но похоже, за прошедшие годы ею основательно занялись, и выглядит она чудесно, как и домик рядом с ней.
Домик.

Церковь.

Мы решили прикупить домик с видом на церковь.

Но далеко не все дома в селе такие. Многие в нормальном состоянии и мы видели несколько семейных пар, гуляющих с колясками. Дамы в чем-то невообразимом и в туфлях на каблуках, снимать не стали, на нас и так поглядывали подозрительно.

После Болотного есть два варианта пути до Томской Писаницы - через Кемерово по хорошей дороге, но придется проехать около 100 лишних км, либо через Юргу и село Яшкино. О дороге мы ничего не знали, но выбрали этот вариант. Также ничего не знали о том, что в Юрге нет моста, а переезжать через Томь предстоит на пароме. Переживали, что это будет дорого, но оказалось, что переправа стоит 150 рублей с машины + 9 рублей с каждого пассажира (дети бесплатно). За такие деньги можно было бы и еще покататься. Все были в восторге.
Томь. В ожидании переправы.

После переправы, как нам было сказано, нам нужно переправиться через железнодорожные пути "по трубе". Это тоже оказалось настоящим приключением.

В "трубе" лежит толстый слой льда. На летней резине это было «весело». Свет в конце туннеля.

До Яшкино ехали по грунтовке, но неудобства компенсировались красивыми видами и размышлениями о том, то ли это Яшкино, где делают вафли или не то. Оказалось, что то, но мы это выяснили слишком поздно, когда уже уехали. До Томской писаницы дорога была отличной, а вокруг - потрясающие виды. Берега Томи вообще очень живописны, скалисты, и на скалах во многих местах встречаются наскальные рисунки. Мы их не видели, прочитали об этом уже в музее.
Томская писаница расположена между селами Морковкино и Колмогорово, в 35 км от Кемерово. Думаю, кемеровчане ездят туда чуть ли не каждый выходной, место интересное для всех категорий и возрастов посетителей. Мы провели там около 3 часов. Могли бы и больше, но вечерело, а нам надо было еще добраться до Кемерово и найти ночлег.

В музее мы перекусили (вкусные пирожные по 25-30 рублей, эспрессо - 50 рублей), и поехали в Кемерово. Дорога шла вдоль Томи, мы любовались шикарными видами. Добрались до Кемерово около 19:30, и с некоторым трудом нашли вокзал, где, как мы полагали, должно быть или квартирное бюро, или гостиница рядом. Не обнаружив ни того, ни другого, мы приобрели местную газету и довольно быстро нашли просто отличную 3-комнатную квартиру всего за 2500 рублей со всей компании. Поужинали уже там. Вопреки нашим надеждам, перевозбужденные дети спали плохо, и уже в 07:00 все были на ногах. В 08:30 сдали ключи и поехали в кофейню завтракать. Из-за выходного многие заведения были закрыты, но мы нашли фантастическое место под названием "Крендель". Название совершенно не соответствует интерьеру. Такому месту подобает называться "Круассан", "Французский шоколад" или что-то в этом духе. Изысканный парижский интерьер при приемлемых ценах.

Не могу сказать, понравилось ли мне в Кемерово. Чистота бросается в глаза, но архитектура ничем примечательным не запоминается. Впрочем, чтобы понять город лучше, надо погулять по нему пешком, а нам не позволила это сделать прохладная погода и легкий снежок. Единственное, что заметили все - обилие огромных по площади детских площадок, совершенно бесплатных, подобных той, что на ул. Золотодолинская, но раз в 5 больше.

Из Кемерово решили ехать домой через Танай, чтобы там немного подышать свежим воздухом. Я хотела проехать кругом через Маслянино, чтобы посмотреть там собор и природу по дороге, но это было бы сильно утомительно. Мы решили, что Маслянино, Бердские скалы и водопады на Суенге будут темой следующего путешествия, в более теплый день.

До Таная домчали быстро по идеальной дороге. Но уже на подъездах было видно, что на горах лежит снег, и похоже свежевыпавший. Температура за бортом была 3 градуса, но от плана мы решили не отступать.

Прибыли на Танай, и дети помчались на детскую площадку, а мы полезли штурмовать гору, презрев известное выражение "Умный в гору не пойдет".

И не пожалели, несмотря на то, что ветер завывал, а ноги проваливались в жидкую грязь. Я впервые за много лет вспомнила знакомое ощущение дрожи в ногах на подъеме, одышки и тяжелого дыхания в груди, мысли "зачем мне это надо" и четкое понимание того, что еще 100-70-50-20-10 метров, и я точно буду знать зачем.
За таким пейзажем.

И за таким. Я не горнолыжник, поэтому совершенно точно не увижу этот вид зимой. Но мне легко и просто обозреть его летом, хоть сейчас и не совсем лето.

А также за пьянящим чувством того, что я могу, пусть эта горка высотой в 10 раз ниже Белухи. За невероятным ощущением ветра в горах и нереальным чувством свободы. За ощущением близости к богам, которые, я уверена, живут в горах. Ну и по мелочи - за свежим воздухом, дарящим мне молодость и красоту.

Пока мы лазили по горе, дети посмотрели мини-зоопарк и ждали нас в машине.
Дорога домой была быстрой, а виды расцветающей после зимы природы радовали глаз и давали понять, что мы проделали этот маршрут не зря.