Туризм и отдых  »  Рассказы о поездках и экскурсиях  »  Путешествия по России

Вело-пеший поход с детьми по Краснодарскому краю, июль 2010

Нитка маршрута: Северская - Убинская - Пшада - Михайловский Перевал - Геленджик - Кабардинка - Новороссийск - Мысхако - Широкая Балка - Южная Озереевка - Абрау-Дюрсо - Малый Утриш - Сукко - Большой Утриш.

Протяженность дистанции: около 300 км.

Участники:
- Дима, Оля, их дети Максим (2 года) и Денис (5 лет). Оля на велосипеде, Дима с детьми на тандеме;
- Игорь, Марина, их дети Оля (17 лет) и Коля (4 года). Передвигались на велосипедах, Игорь вез Колю в велокресле;
- Виталя, Оля, их дети Настя (6 лет) и Анютка (4 года). Передвигались на двух тандемах Папа+Настя и Мама+Анютка.

Я поехала с детьми на Кубань на неделю раньше остальных, чтобы проведать своих родственников и немного адаптироваться к южной жаре. Итак...

4 июля в 3:45 ночи начался наш с девчонками отпуск. Папа проводил нас на такси-микроавтобусе до вокзала и посадил в поезд. Днем из вагона не выпускали, т.к. ехали по Казахстану. Стояли подолгу на некоторых станциях и парились в душном вагоне. Выпустили только вечером – уже на российской станции. Хорошо, что нам хватило на этот день воды для питья…

7 июля. 8:30. Мы в Краснодаре!!! Нас встретил Кубанский велосипедист Игорь (на форуме velokuban.ru – Бигвелл). На машине!.. Как здорово! Мне даже не пришлось самой тащить рюкзак и колеса! Довез нас Игорь прямо до дома моей тёти.
Вечером ходили к моей двоюродной сестре. А у нее два маленьких щеночка. То-то было радости девчонкам!!! Замучили собачьих ребятишек..

14 июля. Всех остальных участников велопохода также, как и меня, встретил в Краснодаре Игорь-Бигвелл.

Они с отцом привезли на двух машинах весь груз и мам с детьми, а мужчины ехали от Краснодара до Северской налегке своим ходом. После приезда все сходили в душ, пообедали, собрались и наступил момент начала нашего похода.
Стартовали от дома тёти Шуры из станицы Северская примерно в 15 часов.

Интересно, кто нас сдал местной СМИ? Нас от центра до самого конца станицы сопровождала машина местного СМИ с кинооператором, который снимал и снимал нас то на ходу, то остановив машину. И ведь ни слова не спросили – только снимали. Мы так и не узнали, показали нас где-нибудь или нет, и если показали, то что про нас могли сказать? Нас ведь ни о чем не спрашивали…
В 16:30 мы оказались под мостом в станице Убинская. Первые 1,5 часа похода и уже первое испытание – проливной дождь с громом и молнией.

А у меня сломался велокомпьютер и судя по его показаниям я стояла все эти полтора часа на одном месте… Велокомпьютер починили там же, под мостом, пока пережидали дождь. Поменяли местами батарейки и после пары пинков он заработал. Ура! Теперь я не буду стоять на одном месте!..
Окончания дождя мы так и не дождались – выехали под мелкую морось. Отъехали какое-то расстояние от Убинской и стали искать место для ночлега. Тут же подвернулся и первый в истории похода (но далеко не последний) брод – почти по колено.

Виталя: Перед самым бродом появились возгласы с предложением свернуть в другую сторону, чтобы обойти брод. Но Игорь своим примером избавил меня от необходимости всем доказывать, что трек ведет именно через брод, и, с ходу проехав на велосипеде брод, дал понять, что сейчас все промочат ноги и покрышки… Заехал в брод так, что вода накрыла велорюкзак, я уже думал, что сейчас он перископ достанет на всякий случай…
Собственно, после брода и свернули с дороги – на милую полянку на обрыве над речкой Убин. Стояночка оказалась просто отличная, но дождь шел, почти не прекращаясь. А красота!!! Особенно, когда в перерыве между дождем туман поднялся до середины ближайшей горы… Ночью дождь тоже то шел, то делал передышку. Было непонятно, какая погода ожидает нас завтра с утра...

15 июля. С утра было пасмурно. Но, несмотря на это, в 6:30 прозвучал крик Игоря «Подъём!». К выезду мы были готовы через 2 часа. Практически не завтракали. Остатки пирожков, которые, как оказалось, ели вечером, куда-то бесследно исчезли. Быть может еноты утащили, а может быть кто-то из участников съел ночью с голодухи да и забыл спросонья.
Следующим испытанием нашего похода была последождевая дорога. Грязь, камни и снова грязь – вот что ждало нас с утра до обеда второго дня пути.

Я ничего не снимала – фотоаппарат запотел еще с вечера. Все дети, кроме Насти умудрились искупаться в грязных лужах. Последняя часть пути перед обедом была скорее пешая, чем велосипедная. По таким лужам, что встречались нам на пути, можно было пройти только пешком или в обход по краю лужи по камням, да и дорога шла вверх – к перевалу.

Зато в обед нас погода порадовала жарким солнышком. Просушили кто что хотел, пообедали. Дети наигрались среди огромных валунов и на них. Мои дамы даже устроили концерт – пели хором песню про улыбку.
В 13:43 собрались ехать дальше – на перевал, а потом вниз, в Пшаду. Оказалось, что у Коли День рождения. Он раздал детям дуделки и они всю оставшуюся часть обеденного отдыха дудели то хором, то попеременно. Вечером обещают тортик. Но это, если мы доедем (дойдем) до ближайшего магазина, который, по всей видимости, аж в Пшаде.

Пока все собирались, Виталя сходил на разведку тропинки, чтобы срезать петлю, которую надо пройти к перевалу. Мы еще не знали, что нас ждало впереди...
После обеда штурмовали перевал. Перевал оказался недетским даже для пешеходов, а у нас и дети, и велосипеды, и груз…
Виталя: Отличный перевал, в пеших классификациях он даже некатегорийный. Но нам пришлось носить груз через него в несколько рейсов. Отдельно детей, отдельно рюкзаки, отдельно байки… Уклон местами был без преувеличения 40…45 градусов. Это был лечебно-оздоровительный переход, все похудели, постройнели, почистили печень и избавили организм от излишков воды и калорий...
Оля Б. с детьми отправилась вперед, а остальные ходили в несколько заходов, сначала поднимая поочередно велосипеды и груз, а потом спуская все это.

День клонился к вечеру, где-то за нами грохотало, и уже было ясно, что до поселка Пшада нам сегодня не доехать и тортик, и даже просто еда из магазина, нам сегодня не светит – придется обходиться тем, что есть в запасах.
Спустился с перевала первым Виталя. На велосипеде. Правда, на последнем, самом крутом этапе спуска тандем уехал вперед и вниз, а следом свалился вниз с крутой тропы и сам Виталя. Оказавшийся в тот момент внизу охреневший мужик спросил: «Вы откуда свалились?» и, посмеявшись, сказал, что где-то есть дорога в обход этого перевала. Кто б знал раньше про эту дорогу!...
Виталя: Тот мужик со стороны наблюдал картину, как откуда-то с горы свалился тандем с рюкзаком, и следом за ним кубарем скатился взмокший велосипедист с выпученными глазами. Пока я катился со склона, я уже понял, что трек нас увел самую малость в сторону, и мой первый вопрос тому мужику был «где я?!»…  Мужик тоже выпучил глаза, заценил наши стремления в путешествии таким необычным способом. Сначала подумал про нас всякую фигню (это я по глазам понял), а потом рассказал много полезного про окрестности, про дороги, подсказал, где лучше встать на ночевку...
Ночевали на классной поляне с заводью для купания в верховьях Пшады,– недалеко от нашего спуска с перевала. Все искупались в Пшаде и поняли, что счастье есть! А дети в этот день прошли пешком вверх-вниз больше 6 км…
Когда стемнело, мы увидели летающие маленькие огоньки светлячков. Зрелище просто завораживало!

16 июля почти весь день шли пешком, т.к. дорога была проезжабельна только для лесовозных камазов и квадроциклов. Оба дня в лесу встречали море кустов ежевики, но вся она была зеленая. И вдруг, о чудо! – на солнечном склоне целая поляна спелых ягод!!! Мы решили, что полчаса ничего не решат в нашей скорости продвижения по маршруту, а вот спелых ягод ежевики, и вообще ежевики, мы можем за остаток похода уже больше не увидеть. Поэтому отстающая часть народа дружно набросилась на спелые ягоды.

Когда внутрь уже не лезло, а ягод вокруг оставалось еще много, решили набрать для тех, кто умчался вперед. Собирали, кто в пакет, кто в чашку, кто в миску. Но умчавшиеся вперед оказались недалеко впереди, где тоже лакомились ягодами ежевики. Поэтому отстающие сами дружно набросились на то, что собирали в чашки-плошки. Не знаю, как другие, а я объелась ежевики так, что мне ее не хотелось до самого конца маршрута.

В обед совершенно неожиданно встретили в лесу фею-повариху, которая накормила нас всех вкуснейшим супом, что было очень кстати, т.к. все были очень голодны.

Весь день шли вдоль склона горного хребта и по берегу Пшады. Кто мог ехать по грязи и камням – ехали. Но в основном вся дорога состояла из глубокой колеи, вернее, двух, и грязи. По такому не проедешь.

Перешли N-ное количество бродов, которые никто даже не догадался посчитать. Одно радовало – дорога была тенистая и было не жарко.
Виталя: Грязь оказалась суровая, пришлось всех ходячих (включая некоторых детей) отправить форсировать эту жижу своим ходом. Настя на ура восприняла мое предложение прохлюпать сотню метров по грязной жиже почти по колено. Кто позволяет своим детям залезать в грязь? И кто за это получал порцию «ай-ай-ай!»? А тут родители сами предоставляют такую возможность!

Красивые пейзажи приятно разбавляют весь негатив от грязюки, берега Пшады очень живописны! Без преувеличения было взято порядка двух-трех десятков бродов. Теплых, чистых, красивых, мелких… По некоторым дети с удовольствием сами прогулялись пешком.

К восьми часам вечера оказалось, что наша группа разделилась. Семейство Димы укатило вперед, видимо в Пшаду, а остальные ждали отстающих у очередного брода. Решено было вернуться немного назад и заночевать на Казацком кордоне, где нас обещали накормить борщом (это было что-то типа столовой – туда привозят туристов на джипах и ГАЗ-66 посмотреть на водопад, а потом кормят борщом). Диму и Олю с детьми решено было догонять следующим утром.

17 июля мы с девушками с утра пораньше решили прогуляться к водопаду, до которого, по словам местных, всего около сорока минут ходьбы. У нас было 1,5 часа времени. Забегая вперед, можно сказать, что мы вернулись вовремя – пришли чуть ли не минута в минуту. Там было классно и ужасно красиво, но фотки почти все получились мутными. Было утро с 6-30 до 8 часов и шли мы под деревьями, поэтому было темновато. Мы были очень довольны, что туда прогулялись, а Марина даже искупалась в водопаде.

Часам к 12-ти или чуть раньше мы встретились в селе Пшада с Димой и К. Передохнули и перекусили у магазина и поехали в Геленджик. Из-за задержки на первых этапах маршрута, начальник решил не заезжать в Дивноморск, а ехать по трассе прямо в Геленджик. Один почти крутой дядечка, восхищенный нашими железными конями, предложил довезти до Геленджика велики в кузове камаза, а людям предложил добраться на автобусе. Но эта идея не получила одобрения в наших кругах и мы поехали своим ходом… По трассе… По самой жаре… В гору… Через Михайловский перевал. Было тяжко. Много пили воды и купленного по дороге сока.
Виталя: Вот и добрались до асфальтовой трассы. Очень узкая, с плохими обочинами. Ехать приходилось по самому краешку, чтобы не мешаться у машин между колес. Мимо проезжали джипы и «ГАЗ-66»-е, которые возили туристов на р. Пшада. Они нас уже издалека узнавали и здоровались своими дуделками. Тяжелый транспорт (автобусы, фуры…) в целом вел себя вежливо. Мне с Настей везло так, что все они объезжали наш тандем, не стесняясь выезжать на встречку через сплошную полосу. Только пару раз попросили сигналом съехать на обочину и пропустить – встречная полоса была занята…

Часов в пять вечера мы были на окраине Геленджика. Сначала хотели искать жилье сами, но мы совсем не знали города и у нас не было его карты, кроме того, все были уставшие и вымотанные дорогой и жарой. Поэтому решили обратиться в бюро по распределению жилья отдыхающим. Нашли нам один дом, где мы смогли бы разместиться все вместе. На Янтарной, 26. Взяли с нас по 300 р. со взрослого и по 200 р. за ребенка за ночь. Остановились мы в этом городе на 2 ночи – убедили совместными усилиями начальника, что людям нужен отдых.
Итак – мы в Геленджике! Наконец-то на море! Мы покидали вещи, быстро сходили в душ после пыльного и жаркого дня – и на пляж! По советам местных и отдыхающих попали на Центральный, рядом с пристанью. Там песок, но вода мутная, хоть и теплая. Детей еле вытащили из воды уже на заходе солнца.

Потом пошли искать, где бы поесть…
Виталя: Не оправдал моих ожиданий этот город-курорт… Sad Большое скопление людей и шума, цены конские, местами покруче, чем у нас в Сибири. За этот день дневки я вымотался больше, чем за первые три дня похода. Хотелось снова на Пшаду… Smile
Оставили в кафе круглую сумму, после чего почти все пошли домой, а наше семейство и Оля Р. направились искать гипермаркет Магнит, находящийся недалеко от нашего дома. Пришли в него минут за 20 до закрытия, а он огромный! И где что находится мы не знаем… Но успели до закрытия найти нужные нам продукты, благо, их было немного.

18 июля спали кто сколько хочет, но не очень долго, где-то до полдевятого. Собрались и поехали на великах искать пляж получше, чем тот, на котором мы были вчера. Игорь очень хотел на дикий пляж и обязательно со стороны открытого моря, а не бухты… И мы поперлись с великами в гору… Шли минут 20. До обрыва и вида на открытое море мы так и не дошли – поехали вниз, на Пионерский пляж, по камням и битому стеклу… На Пионерском пляже оказалась галька и классная чистая вода – прямо голубая! А Игорь, ныряя в очках, видел рыбин на расстоянии десяти метров от берега, Виталя построил из гальки «дольмен», а детей опять было не оттащить от воды…
Виталя: Что-то не тянуло меня в море… Пока все купались, я сторожил велосипеды и развлекался постройкой дольменов, на которые у нас не хватило времени в окрестностях Пшады.

После обеда в кафе, где удалось также скинуть фотки с фотоаппаратов Витали и Марины на новую Виталину «флешку», вернулись домой, переоделись и поехали к канатной дороге. Долго решали, куда поехать: в Аквапарк или на Канатку – в оба места не успевали, все решилось в пользу Канатки, тем более, что после обеда стало пасмурно. Весь этот день мы гуляли-отдыхали с Рештами, у семейства Бабушкиных была на этот день своя культурно-деловая программа. Они показывали Максика врачу (т.к. его кусал клещ), были на пляже и где-то еще.
Канатная дорога – это прикольно! Наверху были всякие развлечения. Мы катались на Колесе обозрения, которое как-то уж очень быстро сделало свой круг и оказалось совсем невысоким, смеялись над своими изображениями в Комнате смеха, поедали сладких мармеладных червяков, мишек и челюсти. Наш папа пострелял из арбалета в тире, где выбил из 3-х выстрелов 3 десятки и получил значок, дети покидали мячик, пытаясь выбить мягкие игрушки в окошках – ну, это было беспроигрышно, хоть и дорого, на мой взгляд.
Виталя: Цены на аттракционы тоже конские, у нас в Новосибирске все дешевле. Прямо у входа в парк сидела тетя и завлекала в корабль мертвецов (комната страха), всего за 150 руб. Вокруг да около этого корабля сидели мертвецы, кто с косой, кто с кортиком, кто с топором… Она обещала, что там внутри корабля очень-очень страшно. Интересно, в стоимость «перепугаться насмерть» входила цена туалетной бумаги? В тире я потратился на три выстрела из арбалета. Зрение у меня ни к черту, но интуиция – отличная! Три выстрела по «невидимой» мишени, и все три в десятку!

А еще был дождь – мелкий моросящий дождь. Хоть и теплый, но не очень приятный, т.к. при спуске вниз с Канатки были видны не очень веселые и живописные виды.
А вечером приготовили вкуснющий ужин и наконец-то пили чай с Колиным днерожденческим тортиком.

19 июля выехали из Геленджика примерно часов в 11 утра. Солнце уже жарило во всю, но иногда набегали облачка. До Кабардинки докатили очень быстро, но мое предложение спуститься на полчаса к морю искупаться одобрено не было – решили ехать до Новороссийска, тем более, что осталось совсем немного – километров четырнадцать. Да и дорога радовала – почти все время с горы, хотя по склонам гор петляла прилично.

И «тещин язык» прикольный! На нем-то и случилось у нас происшествие.
Совсем немного не доезжая до окраины Новороссийска Оля Р. упала с велосипеда. Возле едущих впереди остановилась машина и им сказали, что какую-то девушку на велике сбила машина. Игорь оставил груз и Колю и поехал назад. Позже выяснилось, что скорее всего Оля немного не рассчитала расстояние до открытой дверцы стоящего на обочине микроавтобуса, а пронесшаяся мимо легковушка могла ее на эту дверцу кинуть воздушным потоком. В общем, она отделалась испугом и довольно глубокой царапиной под подбородком. Велосипед тоже оказался цел, поэтому мы вполне могли бы продолжать путь, но потеряли оставшиеся полдня в Новороссийске, пока в два этапа транспортировали Олин вел и Олю на тандеме. На всякий случай Олю отправили в больницу, проверить, все ли в порядке.
Так и получилось, что семейство Игоря осталось ближе к вечеру в Новороссийске на набережной, а потом ночевать в гостинице, а мы поехали вперед, чтобы найти за городом место для ночевки. Мы ехали весь вечер, лезли на какую-то гору среди дач, и ночевали наверху недалеко от горы Колдун где-то за Мысхакой. При этом мы заехали всего в один малюсенький магазинчик еще в Новороссийске и то, потому что начался ливень. Там были только вода и печенье. Кто бы знал, что это последний, виденный нами изнутри, магазин в тот день! Я, думая, что мы еще перед стоянкой остановимся хотя бы у одного нормального магазина, купила только 1,5 л воды. Дима оказался умнее и затарился пятью литрами воды и печеньем. Вот это и составило наш ужин и завтрак. При этом днем мы не обедали, т.к. торопились побыстрее приехать в Новороссийск. Дети за весь день съели по паре пряников и по паре-тройке печенюшек. Кошмар!

20 июля с утра тоже ничего не готовили, т.к. воды осталось по пол-литра на семью. Поели печенек, папы съели тушенку из общих запасов и поехали через Федотовку (в которой не оказалось магазина на дороге), мимо горы Колдун и виноградников, вниз, к морю.

Место у моря, где мы упали на лежаки под тентом, называлось Широкая Балка. Примечательно тем, что там куча санаториев и домов отдыха и мало обычного жилья,– по крайней мере, на берегу. Тут мы и ждали отставших полдня.

Они, конечно, добирались из Новороссийска не вдоль побережья, как мы, а по более короткой дороге, по трассе, на которую мы выехали после ночевки. Приехали они часам к трем дня. Мы все эти несколько часов купались и наслаждались отдыхом. Дети ловили приплывших к обеду из глубины медуз, и это оказалось самым ярким впечатлением от похода у Анютки. Всем, кто ее спрашивал сразу после похода, как прошел отпуск и где она была, в первую очередь она говорила, что ловила медуз на море.
Виталя: Да, медузы приплыли как раз к обеду, но обедать ими ни кто не стал. Медузы совсем маленькие, ручные, умещались в ладошках, давали себя погладить и не кусались… Сколько в них белка было!
Обедали в столовой-кафе базы отдыха Черноморец – она оказалась единственным местом, где кормили отдыхающих не только ее базы и это была столовая, а не кафе-бар с официантами и дикими ценами, которых на территории пляжа было несколько.
Часов в пять вечера мы собрались и поехали искать место для ночевки.
В этот день, после основательного отдыха на пляже, ехали мы немного, но умаялись!!! От Широкой Балки, где у нас была встреча и дневной отдых у моря, до Нижней Озереевки вела короткая, но скалистая и крутая дорога. Крутая и вверх, и вниз.

К сумеркам мы были в Нижней Озереевке, и у нас не было другой альтернативы, кроме как встать на ночевку в местном кемпинге.
Виталя: Кемпинг был для настоящих ценителей настоящей природы. Это был платный огороженный кусок болота с настоящими кочками, болотной водой и камышами. Тут же сидели на шухере настоящие сторожевые комары, которые не давали просто так ставить палатки даже заплатившим за место. А ночью начали квакать настоящие лягушки.
Боже! За что мы заплатили по 200 р. с палатки??!! Чуть ли не болото. Квакают лягушки. Кто-то из наших вроде бы даже видел змею, но было уже почти совсем темно, когда ставили палатки. Комаров – туча! Из близлежащего бара орала музыка и (по словам Игоря) какой-то пьяный мужик часов до 4-х утра «пел» песни собственного сочинения. Единственный плюс, по крайней мере для меня, был душ, хоть и прохладный, но пресный и почти прямиком из стометровой скважины. Вырубились в этот день мы сразу, как только легли.

21 июля доехали по трассе до Абрау-Дюрсо, когда выяснилось, что почти все хотят только одного – спать… Остальные с трудом убедили желающих спать спуститься от Абрау-Дюрсо к морю, т.е. проехать по трассе еще некоторое количество километров.

К морю приехали в обед… Скатились прямо на пляж и рухнули под грибочки спать. Дети играли рядом, под соседним грибочком, а мы дрыхли, пока солнце не обошло гриб и не начало поджаривать нас. Место – видимо деревня Дюрсо или недалеко от нее, т.к. именно с таким названием там продавались сувениры. На карте обозначено, как база отдыха Спутник. Но возле пляжа – кемпинг, и многие отдыхающие на пляже были именно оттуда.
Вечером собрались ехать дальше – времени до окончания похода оставалось все меньше, а до конца маршрута еще было хоть и не очень далеко, но очень неопределённо в части между Малым и Большим Утришами. Только выехали с пляжа и вывернули на трассу – даванул ливень. Гремело-то и пока собирались, но такого проливного дождя мы как-то не ожидали. Хорошо, что прямо по курсу оказалась крытая остановка автобуса. Мы прямо с велосипедами поместились все туда. Но оказалось, что крыша протекает по всем стыкам шифера, и пришлось нам моститься так, чтобы никому не текло на голову. Больше всего повезло Максику – на него ничего не капало, он сидел в велокресле довольный и счастливый.
Виталя: Какие хорошие черноморские дожди! Крытая остановка оказалась условно крытой, за шиворот все равно капало. Но можно было совершенно не бояться промокнуть и потом стучать зубами от холода, тут всегда тепло.
После такого дождя, который продолжался минут 20, мы решили не испытывать судьбу на непонятной последождевой дороге и вернулись в кемпинг. Поставили лагерь и уснули.

22 июля утром наш начальник был никакой. Было решено остаться в кемпинге, а особо жаждущие попасть в Малый Утриш (Игорь и Дима) поехали туда налегке и без детей. Виталя спал до обеда, а остальные (мамы с детьми) колбасились на пляже и в море.

Виталя: Видимо я попал под акклиматизацию, или под навесом на предыдущем пляже немного пересушился. Болезненное состояние, как будто простыл на жаре и отравился. Откуда-то была непонятная уверенность, что предстоящие Утриши нам никак не одолеть после дождей. Я потихоньку готовился к тому, что нам придется вернуться в Новороссийск и оттуда добираться в наш отправной пункт.
Разведчики вернулись ближе к вечеру с хорошей вестью о проходимости и даже проезжабельности дороги до Большого Утриша, поэтому было решено с утра стартовать в Малый Утриш, а не возвращаться в Новороссийск, как уже думалось.
Остался всего один ходовой день…

23 июля утром выехали в Малый Утриш. По сравнению со вторым и третьим днями дорога была очень даже ничего – и не такая крутая, и не такая грязная и очень даже тенистая.

Перед Малым Утришем встретили, вернее, нас догнала машина с новосибирским номером. В Малом Утрише мы купили арбуз!!! Перекусили и поехали дальше – до Большого Утриша.

В гору опять шли пешком, где было круто, и ехали, где было поположе. А в одном месте вообще были такие колеи, что столпившиеся там 3 или 4 машины еле разъехались.

В Сукко мы скатились аж часов в пять вечера, после чего пришлось снова разделиться. Оля с Димой ни в какую не хотели ехать в Большой Утриш, а хотели встать на речке в Сукко. Мы же, наоборот, не хотели вставать на речке, а хотели доехать 3-4 км до Большого Утриша, чтобы встать там где-нибудь на берегу моря. Правда, ехать пришлось большей частью в горку, поэтому мы туда шли...
Виталя: К последнему дню похода все изрядно подустали. Даже такой простой выбор «море или р. Сукко» для группы оказался непростым, пришлось разделиться… Smile На подъемы уже смотреть было тошно, а до Большого Утриша было порядка 3 км. Но очень подбадривал знак «уклон вверх 8 %» и «1.3 км». Стало быть остальные 1.7 км должны были быть спуском. Даже пешим ходом 20 мин. на преодоление подъема – это не много, прорвемся.
Димино семейство ночевало все-таки на берегу, а мы, поужинав в столовой и наевшись до отвала борща и плова, поставили палатки на замечательной небольшой полянке среди кипарисов и дубов на обрыве над морем. Перед сном даже успели искупаться до захода солнца, хотя камни в воде у берега были покрыты водорослями и дети сначала боялись заходить в воду – особенно Анютка. Но желание поплавать пересилило страх перед морской травкой.

Мы ночью спали без тента от палатки – только под синим обычным тентом. Было классно! Не жарко и не холодно, хотя всю ночь в кронах деревьев шумел ветер, но дождя не было.

24 июля мы собрались, попрощались с семьей Игоря, заехали в столовую позавтракать и рванули на великах на станцию Тоннельная, откуда можно было уехать на электричке до Северской. Семейство Игоря осталось, чтобы сходить в Дельфинарий и строило уже планы на отдых в Анапе и Сочи.
Рванули – это конечно было сильно сказано, потому что после сытного завтрака ехать было очень тяжко. Особенно, если учесть, что поначалу дорога почти все время шла в гору. Полегче стало только после Варваровки, когда дорога наконец-то пошла вниз.
По дороге подкрепились купленным почти безвкусным виноградом. Было пасмурно, даже накрапывал дождь, где-то погромыхивало, но в основном по трассе путь почти все время лежал вниз и ехалось довольно легко. Гнали по своим возможностям и силам, как могли, т.к. не знали точно, во сколько электричка будет на Тоннельной и успеваем ли на ближайшую. Уже недалеко от Тоннельной нас обогнал Икарус, из которого нам помахали ручками Денис и Максик.
На электричку мы успели! На предпоследнюю, как и хотели. Приехали на станцию за 45 минут до ее прихода и даже успели съесть по мороженому.
В электричке встретили велокубанцев, возвращавшихся с покатушки по какому-то хребту.

Так и закончился наш 10-дневный велопоход по Краснодарскому краю. Еще в начале похода мы поняли, что поход получился ни разу не детским, но все равно все остались довольны, и каждый от похода получил, что хотел. Поняли, что большие курортные города – это не для нас, потому что там слишком много народа, все слишком дорого, да и море перебаламучено на сто рядов.
Виталя: Я бы даже сказал, что это не море… Это куча шума и народу, слегка разбавленная морем… Фрукты в курортных городах очень дорогие – как будто и не растут все эти персики-яблоки в тех краях…
Единственное, о чем я жалею, что мы кроме того небольшого водопадика на Кордоне не увидели по настоящему ни одной достопримечательности, хотя их в тех краях пруд пруди! Одних дольменов вдоль Пшады - не сосчитать. В Новороссийске тоже никуда не сходили и ничего не посмотрели... Все-таки хотелось бы в следующий раз, если он будет, планировать поход так, чтобы не только тащить на себе в гору велосипед с грузом и купаться в море, но еще и знакомиться с местными достопримечательностями.

18.09.10,
Ollena,
Новосибирск

Ребята вы очень крутые, нереально!!!!!просто нет слов, хочется повторить такой подвиг-приключение, только как решиться?а ещё сподвигнуть на это мужа, путешествовали только на машине и поезде))