Туризм и отдых  »  Рассказы о поездках и экскурсиях  »  Путешествия по России

Зимний поход на Байкал

Март 2009 года

Идея этого похода возникла достаточно странным образом. В ноябре мы пошли сдавать отчет по предыдущему походу, там всегда много всякого интересного народа. Вот и в этот раз малознакомый дядечка, которого я видела до этого всего пару раз, начал расспрашивать меня о том, как и куда мы сходили. А потом неожиданно предложил мне пойти с ним в марте на Байкал. Ну, я взяла и согласилась. Потом почитала про этот проект. Проект оказался интересным – Димка собирался пройти половину Байкала по льду на лыжах, от о. Ольхон до Северобайкальска. К тому же Димка уже пытался два раза пройти этот маршрут, но из-за погоды им приходилось его сокращать. Я решила, что, раз согласилась, то отступать уже поздно, и начала готовиться к своему первому зимнему походу. Дело осложнялось тем, что до этого на лыжах я стояла один раз в пятом классе, и мне не понравилось. Но у меня впереди было 4,5 месяца. К тренировкам я подошла со всей серьезностью – бегала на лыжах по три раза в неделю в любую погоду, это давало мне не только физические тренировки, но и холодовую адаптацию, которая потом очень пригодилась. В итоге к концу зимы я уже не то, чтобы умела кататься на лыжах, но хотя бы представляла, что с ними делают.
Команду Димка набирал как-то странно, мы почти не тренировались вместе, ни разу не собрались всей группой на посиделки. Только у него на сайте в списке все время то появлялись, то исчезали какие-то люди. В какой-то момент мы вообще остались вдвоем, и все было под вопросом. Но потом набралась новая команда. И мы, уже ввосьмером, отправились в поход. С двумя участниками я познакомилась на вокзале, а остальных видела до этого пару раз. В общем, предприятие вырисовывалось достаточно авантюрное. Хотя на деле оказалось совсем не так.
Дальше все подробно написано в дневнике. Дневник этот я писала каждый вечер, сидя в палатке, дневник привожу таким, каким он написался. За поход мы действительно прошли все намеченное, но больше пешком, чем на лыжах. Байкал впечатлил меня гораздо больше, чем я ожидала – это и голубой прозрачный лед, и бескрайние просторы, и первое весеннее солнце, и теплые источники на выходе. Мороз, который действительно доходил до -30, оказался не так уж и страшен при наличии хорошего снаряжения и здорового пофигизма. В общем, это то приключение, которое стоит пережить.

14.03.09 – отъезд
Итак, поехали. Собирались, как всегда, кувырком – то должны были встретиться на вокзале, то у Димки, но потом решили, что возьмем маршрутку.
На вокзале познакомились с группой. Но это все только первое впечатление.
В поезде у нас, как всегда, забавные соседи – нас уже успели назвать говорящими задницами. Сидим, расслабляемся, ждем, пока сработает тумблер из одной реальности в другую…

15.03.09 – поезд
Среди ночи я проснулась от чужого взгляда – Миша не спал, а пытался смотреть в окно. Видно только огоньки и ничего больше. Мы сошлись на том, что красиво, и я легла спать дальше.
Утром смотрели на солнце, которое скорее несправедливость – через плотные тучи оно светит настолько слабо, что на него можно смотреть незащищенными глазами. На улице пурга. Как у Визбора: «Ну как там? - Дует». В Красноярске тепло, минус 6, но Столбов не видно, все заметено, постепенно холодает.
Пока все очень даже позитивно – сидим, общаемся, растягиваем желудки, ржем. За день передумала кучу мыслей о группе – пока скорее хороших. Но это больше уважение, чем глупый восторг - оно и к лучшему.
А вообще удивительное умиротворение. Сижу, вполуха слушаю чужие разговоры и тону в своих мыслях. Тумблер сработал – мы здесь…

16.03.09 – Иркутск – Ольхон.
С утра проснулись в поезде, который уже подъезжал к Иркутску. Там мы ждали, пока Димка встретится с девушкой, которую нужно обнять, поцеловать и забрать у нее карту нашего маршрута. Машина ждала нас сразу же на вокзале. Вполне позитивно погрузились и поехали. Всю половину пути я проспала, потому что смотреть в замерзшее окно без толку. Потом мы обедали в позной (там такие специальные бурятские манты) – сколько можно жрать!
Во второй половине пути я села на переднее сидение и смотрела на дорогу - на то, как мы то проваливаемся вниз с сопки, то взлетаем куда-то в небо, и на то, как бежит струйками снег по асфальту.

Зимний подход на Байкал

А потом состоялась первая встреча с Байкалом. А-а-а!!! Он Великий! Встретил нас голубым прозрачным льдом с глубокими трещинами. Мы с Аней катались по этому льду и смеялись до слез. А Димка предлагал танцевать вальс и таскал Аню за ноги по льду… Первая встреча с Байкалом впечатлила всех, остаток пути мы сидели и восторженно смотрели в окна.

Приехали в Хужир, там нас поселили в комнате с камином на втором этаже деревянного домика. Побросали вещи и пошли смотреть скалу Шаманку. Сначала мы с Аней бегали по льду и потом, уже на камнях, встретились с остальным народом. Мы с Мишей полезли на скалу, сверху нашли пляж на камне – там тепло и нет ветра, мы сидели, загорали и смотрели на облака над другим берегом. Потом спустились вниз, там нашли пещеру во льду, где можно пролезть вокруг камня. А вокруг были груды прозрачных гладких льдинок, которые можно держать в руках и смотреть сквозь них.

Потом, уже на базе, ставили палатку во дворе, скручивали саночки и занимались прочими полезными делами. Спасибо Юре, который за "спасибо" доброе собрал мне волокушку.
Ужинали мы на базе, ели омулей. В столовой слушали местного пианиста и смотрели на собравшийся народ – шотландские туристы и местные повара.
Вечером ходили в баню, а потом пели песенки. Сидим, тупим. Надо спать…

17.03.09 – день первый
Проснулись на гламурной базе. С утра завтракали блинчиками с вареньем. Потом загрузились в машину – с вещами, лыжами и палочками в «уазик» входили плохо, поэтому ехали, обнявшись и укрывшись горой палочек и лыж.
Пока выгружались и обувались, мы увидели очередное чудо Байкала, вернее, услышали. Достаточно часто лед «снимает напряжение» и трескается, скорее всего, где-то далеко, но слышно так, будто это под тобой – звук по льду передается очень хорошо. Этого хруста я сначала сильно испугалась, потому что вчера пропустила объяснение, что не надо бояться…
Потом мы встали на лыжи и пошли. Погода прекрасная – тепло, солнечно, ветра почти нет.

Зимний подход на Байкал

Первую ходку вполне летелось, потом стало тяжелее. До обеда прошли три ходки – последняя подлинее и потяжелее. Так что к обеду стало немного не по себе. На обеде тоже не сильно отдохнули, по крайней мере, мы с Аней.
Но как только встали и пошли, больные ноги перестали беспокоить: первые торосы, скалы и голубой лед – зрелище настолько необыкновенное, что забываешь обо всем. Правда, идти на лыжах по голому льду сложно – палочки скользят, ноги разъезжаются… В итоге, когда мы остановились пофотографироваться, желающие сняли лыжи. За последнюю ходку желающими стали все.

Как только нашли место под палатку, оставили вещи и пошли смотреть мыс Хобой – дальнюю точку острова Ольхон. Там снова гладкий лед, сосульки и скалы, обтекшие этими сосульками до высоты нескольких метров. Лед бывает черный, бывает белый, а бывает голубой.
Вечером ставили лагерь, пили и пели. А на небе висела Кассиопея, звезды, которых я так ждала…

Замерзшие волны на мысе Хобой.

Зимний подход на Байкал

Ледяная пещера на мысе Хобой.

18.03.09 – день второй
Погода опять радует. Солнце, ветра почти нет. С утра готовили завтрак с Юрой и Славой. Юра вообще человек-палочка-выручалочка.
Собрались быстро, пошли на лыжах. Прошли минут десять, и начался голый лед. Лыжи сняли и пошли ногами. Так гораздо проще, можно смотреть по сторонам и общаться с народом. Первые две ходки я шла вместе с Юрой, и мы откровенно бежали впереди. Потом нас догнал Димка, и за ними двумя я уже не успевала.

Малое море, переход 36 км.

Зимний подход на Байкал

Обедали посреди озера без дров и, соответственно, с чаем из термосов. Но все равно совсем неплохо. На обеде выяснилось, что нам надо пройти еще 22 км – больше, чем за весь вчерашний день, а идти по-прежнему приходилось без лыж.
После обеда я пошла вместе с Аней. Полдня шли с ней в конце и разговаривали на вполне отвлеченные темы. Обсуждали красоту мира. А мир действительно красив – разноцветные льдинки, скалы цвета охры и ярко-голубое небо. Постепенно усталость накапливалась, и тема красоты сменялась темой ужина.
Когда до берега оставалось километров десять, Юра и Слава побежали вперед, потом к ним присоединился Димка. А мы ползли еще часа 2,5. Переживалось это все на удивление легко – разговоры и общий смех сильно поддерживают. В итоге доползли часам к десяти. 38 километров.

19.03.09 – день третий
После вчерашних 38 километров с утра все помятые. Мышцы болят совершенно неприлично. Погода с утра уже не столь радостная, как в два предыдущих дня – солнца почти не видно, поднимается ветер.

Наша палаточка с печкой.

Зимний подход на Байкал

Выползали тяжело, но постепенно расходились. К концу первой же ходки лоси объявили, что они до обеда идут со своей скоростью, а мы с Анечкой и Ваней потихоньку ползли сзади.
Обедали в домике у егерей Байкало-Ленского заповедника. Сидение в домике всех расслабило – там тепло, и можно сидеть на мягкой кровати, а еще там теплые коты. Но мы все-таки поползли дальше.
Лед, который отражает небо, похож на небо. А подо льдом пузырьки воздуха похожи на планеты.

Зимний подход на Байкал

Весь день шли по зимней дороге, за день встретили несколько машин. Одна все время пыталась нас подвезти, а когда мы отказались, водитель сказал, что мы ненормальные. Потом он пристал к Димке, а когда мы их догнали, водила все-таки решил ехать дальше, но спьяну не справился с управлением и чуть не задавил меня. Ситуация вполне на премию Дарвина – быть сбитой машиной посреди Байкала – это да…

"Планеты" подо льдом.

Потом Ваня предложил нам переложить все вещи на волокуши – жить стало резко легче. По льду волокуша даже со всеми вещами хорошо бежит.
Пока шли, опять втроем, в голову лезли странные мысли: «льда осталось всего два дня, надо идти помедленнее, чтобы насмотреться на льдинки», «красив Байкал на закате к концу ходки», «две блондинки, гуляющие по Байкалу».

Зимний подход на Байкал

Ночевали на мысе Анютка. На ужин была уха из омуля, которого Димка в обед купил у егерей. Этих омулей мы чистили всей толпой, и это было нетривиально – а как прикажете чистить рыбу, которая звенит от мороза? В итоге к этой чудо-рыбке я приморозила палец.
Лежим в палатке, пьем чай, слушаем песни.

20.03.09 – день четвертый
С утра погода похуже – солнце за тучами и ветер, но все равно все хорошо. Позавтракали, быстро собрались. Я с утра пораньше клеила ноги. Пошли сразу же втроем – появляется свое сообщество внутри общества.
Шли опять по льду. Лед стал более гладким и прозрачным. К обеду поднялся сильный ветер, а обедали опять посреди озера, поэтому быстро перекусили и побежали дальше.
После обеда ветер стал попутным, и волокуши иногда бежали впереди нас. Потом у Ани совсем разболелись ноги, а у меня активировалась болезнь левого плеча. Остановились перекреплять мои волокуши. Сначала я привязала их прямо за пояс, но он очень сильно тер. Пришлось удлинять веревочку и вязать поверх пуховки – эта конструкция работает хорошо, только, когда саночки на привале примерзают, их приходится дергать, и узлы расходятся, но это терпимо.
Всю вторую половину дня шли с Ваней и говорили обо всем на свете – о фотоаппаратах, велосипедах и красоте вокруг. Очень хорошо, что он идет с нами, вдвоем было бы совсем тяжело – Димка с лосями опять сбежали вперед.

Торосы и немного снега.

Зимний подход на Байкал

Под конец ходового дня лед стал менее ровный – когда озеро замерзало, льдины поломало, но не вынесло на берег и не превратило в торосы, а получились плиты по несколько метров, а между ними небольшие углы. На этих ледовых плитах я и сломала лыжу на волокушке. Но Юра почти сразу же приделал новую лыжу, за что ему огромное спасибо.
Сейчас отдыхаем. Димка взял гитару. Лежим в палатке, греемся.

21.03.09 – день пятый
Сегодня все болит уже гораздо меньше, чем до этого. На завтрак варили какао – все сказали, что это круто.

Утренее какао.

Зимний подход на Байкал

С утра на небе солнце, тепло настолько, что перчатки можно не надевать – вот я их и потеряла. Уже успела объявить конкурс «кто найдет мои перчатки», но потом сама нашла их в мешочке от кураги. Потом я выяснила, что ко мне в карман протек Анин крем от загара, и в итоге мои рыжие варежки стали равномерно белыми.
Пошли сначала втроем, но потом Димка пошел с Аней совсем сзади и забрал у нее часть вещей – на всех буграх у нее волокуши переворачивались, и идти ей было совсем тяжело.
Снега стало больше, да еще и поднялся боковой ветер, и шлось плохо – ветер заносит волокушку в бок, а меня чуть ли не сбивает с ног. Болезнь левого плеча все еще прогрессирует, хотя второй день иду без рюкзака, только с санками.

Зимний подход на Байкал

С самого утра Слава с Юрой где-то впереди разошлись в разные стороны. Мы с Ваней, а за нами и все остальные, пошли за Славой, а Юра ушел глубже в море. К обеду мы догнали Славку, а Юра так и ушел вперед. На обеде решили ночевать на метеостанции.
После обеда прошли 10 км. Погода постепенно начала портиться – снег, ветер с гор, и видимость постепенно пропадает. Мы все-таки пришли на метеостанцию, а Юра убежал за мыс, и Димка его догонял.
На ГМСке тепло, светло и баня. Баня забавная: замерзнуть в парилке - это надо уметь! Сейчас сидим, едим сырого омуля, пьем, поем, собираемся спать на кроватях. Сегодня медиана.

22.03.09 – день шестой
Утром проснулись в тепле, но самочувствие от этого лучше не стало. Все долго тупили, никак не могли понять, что же надо делать. У меня вообще не было никакого желания куда-то идти. Решили идти на лыжах, но пошли все-таки без них.
Вышли за мыс по дороге, снега стало больше, Аня надела лыжи и их активно разрекламировала. В итоге мы тоже надели лыжи, но стало только хуже – снег рыхлый, под ним неровный лед, лыжи разъезжаются. В итоге я подвернула ногу и пошла дальше без лыж. Прокат лыж до Северобайкальска продолжался.
На обеде Юра сказал, что ему холодно идти с таким легким грузом и предложил нам с Аней отдать ему часть вещей. Я слабо посопротивлялась, но все же отдала мешок с волокушки. В итоге осталась с пустыми санками и полупустым рюкзаком. На санках у меня лежали только лыжи, и где-то на первой ходке после обеда лыжа с них улетела, а Аня в тот же самый момент потеряла варежки.

Зимний подход на Байкал

Потом мы напились чая с чабрецом. С этого чая нас проторкало, и мы еще почти ходку хихикали. На привале я лежала и смотрела на облака, которые были сверху подсвечены закатом.
К вечеру мы прошли 32 км и почти нагнали отставание. Ночуем на границе Иркутской области и Бурятии. Выходим из заповедника.
Ужин приготовили очень быстро. После ужина пили настойку, а я достала грейпфрут. Серега сказал, что после этого ему уже не о чем мечтать. Сейчас лежим и тупим. Концерта, похоже, не будет.
Погода сегодня несколько испортилась. Солнца почти не было видно, временами сыпал мелкий снежок. За верхушки гор цеплялись облака. К вечеру с гор спустился холод – мы сейчас в том месте, где горы ближе всего подходят к берегу.

22.03.09 – день седьмой
Сегодня я первый раз не вставала готовить завтрак, поэтому все утро было ощущение, что я несколько не при деле.
На улице солнце, и все вокруг напоминает теплые ледники – солнце, снег и ветер. В итоге жарко и холодно одновременно. Но все равно погода прекрасная – я больше полдня шла в одной флиске.
Всю первую половину дня шли по зимнику. Снега уже много, но шли по колее и лыжи не надевали. Идти по колее хоть и не очень удобно – склоны округлые и колеи узкие - но, несомненно, лучше, чем если бы мы шли по целине.

Зимний подход на Байкал

Уже не раз возникали мысли о доме, и дело не в том, что тут что-то не так, просто я хочу домой.
Где-то перед обедом у меня начала совсем отваливаться нога. Было высказано предположение, что там, где-то между пяткой и носком, находится мозг, и он мечтает сбежать. В итоге до обеда еле доползли.

Торосы в снегу.

Зимний подход на Байкал

На обеде все-таки открыли банку консервов, которую Юра уже третий день с утра пытается разогревать. Решили, что бывает джинн – хранитель лампы, а у нас Юра – хранитель банки.
После обеда еще сколько-то шли по зимнику. За это время наши лоси совсем убежали – сначала превратились в цветные точки, потом в серые, а потом точки сточились (самоедство какое-то). Потом дорога ушла резко к берегу и исчезла, а нам пришлось идти просто по снегу. Лыжи надевать не стали, хоть и шлось достаточно тяжело. В итоге дошли до малой косы. Уже видно мыс Котельниковский – там мы должны ночевать послезавтра. Там теплые источники и, если повезет, баня.
Вечером сильно похолодало. По моим внутренним ощущениям, это самый холодный вечер за все время. Пока готовила ужин, чувствовала себя мокрой курицей. Ваня предположил, что скорее замороженной. После ужина уползли в палатку пить и петь. Сегодня поет Аня, поэтому концерт будет долгим. А завтра рано вставать.

24.03.09 – день восьмой
Сегодня ночь была холодная, и народ плохо спал. Мне снился кошмар, что Димка нас бросил и ушел один в Северобайкальск. В результате утром просыпаться было даже приятно. С утра дежурили Аня с Юрой. Готовили кашу, из нее выкипела вода, и они долили туда чая из термоса.

Снега стало больше.

Зимний подход на Байкал

Пошли на лыжах. Сначала было сильно тяжело – ноги болели после прошедших семи дней. В какой-то момент мы с Ваней сняли лыжи и попытались идти пешком, но легче не стало. Потом, когда в очередной раз все надоело, мы пришли на привал, где Серега с Мишей загорали. Мы тоже разделись – солнце сегодня еще ярче, чем вчера. От загорания на привале настроение сильно поднялось. В итоге к обеду мы пришли вполне довольные.
На обеде к нам прибилась собака, очень красивая светлая лайка. Накормили ее салом, «роллтоном» и сухарями, и она осталась с нами. Зверь очень умный и общительный, лезет играть и подает лапу.

На обед ели «роллтон» и пили кофе с коньяком. Народ впал в эйфорию – солнце и горячая еда делают свое дело. Димка даже залезал на дерево от избытка сил.
После обеда пошли дальше. Бежалось очень хорошо, в какой-то момент я задумалась о летнем походе и очнулась только к концу ходки. Потом Миша мне сказал, что не мог от меня сбежать, а Ваня возмущался, что устал меня догонять.
Весь день перед нами маячил мыс Котельниковский, на котором мы должны были ночевать завтра. С утра даже возник мираж – воздушная линза показала нам еще далекий берег.
На ночевку встали на очень живописном мысе с заливчиком. Там на удивление быстро приготовили еду. Ели овощной суп, который народ, к моей радости, счел мясным.
Сидим, пьем, говорим хорошие слова, собираемся петь. Жизнь прекрасна.

25.03.09 – день девятый
С утра уже чувствуется, что скоро конец – все окончательно разложились и позабывали вещи у костра. Погода нас опять радовала, но шлось от этого только хуже – слишком жарко, а если раздеться, то ветер продувает до костей.

Утренее разложение.

Первые полдня шли до мыса Котельниковский. Жарко, лыжи прилипают, и снег на ботинках тает. Собирались обедать в устье речки, про которую Димка обещал что-нибудь рассказать. Но решили доползти до мыса, чтобы лишний раз не подходить к берегу.
К обеду доползли до Котелка. Там доели сахар и сухофрукты. На обеде было очень ветрено и от этого холодно. После обеда решили дойти до другой стороны мыса, где расположены теплые источники, и там попробовать договориться, чтобы нас пустили. Мы с Аней про себя решили, что, если нас не пустят, это будет даже к лучшему – завтра меньше идти.
В итоге Слава с Аней все-таки договорились со сторожами, и нас за умеренную плату пустили покупаться в источнике и переночевать в домике.

Теплые источники на мысе Котельниковский.

Зимний подход на Байкал

Потом мы пошли на источник. Он превзошел все ожидания – открытый бассейн, который наполняется горячей минерализованной водой, а вокруг снег и лед. В этом местном варианте рая мы пробулькались почти два часа. В итоге у меня кружилась голова, и всех клонило в сон.
Вернулись с источников в домик, решили попить чаю перед тем, как готовить ужин. Потом плавно перешли на настойку. Сидели, пили и говорили хорошие слова друг другу и руководителю. Сейчас пытаемся приготовить еду.
Завтра последний день. Я с ужасом представляю, как тяжело будет с утра вставать и выходить на мороз после горячих источников.
И я даже не знаю, хочу ли я, чтобы все закончилось… Посмотрим…

26.03.09 – день десятый
Утром дежурили с Юрой. Видели рассвет – над другим берегом облака расслаивались в лучах рассветного солнца.

Зимний подход на Байкал

Выползли с утра очень быстро. Пошли по накатанному зимнику. Я сразу пошла пешком, а Анечка с Ваней на лыжах. Под ногами опять появляется лед. Шли очень быстро – больше пяти километров в час. До обеда прошли 24 км, почти столько же, сколько в средний день. К обеду мы собрались не все – Миша со Славой убежали вперед ловить связь. Как позже выяснилось – зря.
После обеда прошли еще около 10 км. Идти стало совсем тяжело – ноги отваливаются, да и погода портится, хмарится и начинается снег. В результате последние километры откровенно доползали. Часа в четыре были в деревне. Прошли 35 км.

В Байкальском.

Зимний подход на Байкал

В деревне разбирали саночки, ходили в магазин и пытались звонить – сотовые не ловят, а на почте в принципе нет телефонов. Потом лазили по кораблику, стоящему на берегу.
В деревню за нами приехала машина, и мы поехали в Северобайкальск. По дороге выходили смотреть на перевал, но видимости не было, и поэтому ничего не посмотрели. Пока ехали, всех разморило, и доползти по лестнице до Димкиной квартиры было тяжело.
В квартире начали раздеваться и доставать телефоны. Я выяснила, что у меня умерла симка – пока телефон болтался в кармане, пин заблокировался. Так что я осталась без телефона.
Потом пошли есть позы и покупать продукты – дикие люди вышли в цивилизацию. Сейчас помылись и сидим, отсыхаем.

А потом был еще день в Северобайкальске, а потом - дорога домой, а потом возвращение к реальности...

21.01.16,
Aysa

Кукундрик (16/01/2017)
читаю ваши путешествия, и дух захватывает - молодцы
Наташка (22/01/2016)
фотографии со льдом просто фантастические!