Туризм и отдых  »  Рассказы о поездках и экскурсиях  »  Путешествия по России

Путешествие по Золотому кольцу из Новосибирска. Лето 2020. День 6-13

Начало путешествия здесь: Путешествие по Золотому кольцу из Новосибирска. Лето 2020. День 1-5

День 6. Ростов Великий. Ростовский кремль

В Ростов мы приехали уже днем, припарковались на первое свободное место и пошли посмотреть на кремль. Прошли целый сувенирный рынок, оборонительный вал и подошли к кремлю. Даже снаружи он впечатлял!

Зашли, пока я пялилась вокруг и смотрела на цены да что вообще работает (по предварительной разведке некоторые музеи не работали), Надя сообщила, что она уже взяла на нас всех билеты :)

И вот выходишь во внутренний двор и замираешь - не знаешь, куда вперед бежать/смотреть...

Мы решили начать с Митрополичьего сада. Яблони, груши и даже виноград! :-)

Затем решили сразу идти на стену. Прошлись до входа, поднялись по лестнице из красного кирпича, затертого ногами, и вышли в необыкновенную красоту, потолок и стены все в росписи...

Пока мы рассматривали росписи и медленно двигались по маршруту, добрались до входа в храм, а там пел небольшой хор. А капелла. Это было чудесно! В интернете можно глянуть видео (Хор в храме Ростовского кремля).
Далее мы вышли на кремлевскую стену. Высота впечатляла. По моим ощущениям, не ниже 3 этажа. А еще местами встречались закрытые двери, и прям так любопытно было, что это и куда это. Одни из дверей явно были для быстрого перемещения между ярусами стены вверх/вниз. Со стены прекрасные виды, и даже видно было озеро Неро.

В одну закрытую дверь я подсмотрела при помощи телефона.

Когда идешь по стене, то попадаешь в музейные залы Белой палаты. Мне особенно понравилась утварь - вафельницы, формы для пряников, самовары, кофемолки...

И даже старинная дверь с доводчиком - ты ее тянешь, открываешь на себя, противовес поднимается, а когда дверь отпускаешь, то гиря своим весом тянет вниз, и дверь закрывается!

А заканчивает путешествие по стене церковь Спаса на сенях.

И в то время, когда я зашла в церковь, оказалась там одна, и в это время начался колокольный звон на Соборной площади.
Мы еще прогулялись по кремлю, заглянули в дальние уголки - сушильня, склады, пивоварня...

В общем, почти все успели посмотреть. Если вы хотите посетить еще и музеи на территории кремля, то надо раньше приезжать. В 17 ч. они закрываются. Не знаю, до скольких еще можно гулять по территории, но мы пошли на Соборную площадь. До 17 ч. открыт выход с территории кремля прямо на Соборную площадь, но нам пришлось уже выходить там же, где и входили, и обойти немного кремль до входа на Соборную площадь.

Подойдя к колокольне, мы узнали, что на нее можно подняться. Что мы и сделали. Проход оказался очень узким и крутым - маленькое приключение прямо!

Вид с колокольни.

Спустившись с колокольни, мы прогулялись до озера Неро через оборонительный вал, потом в обратную сторону прошли немного по валу, зашли на сувенирный рынок, прикупили финифть (не сразу запомнила, сначала путала с фалафелем :))

Вернулись к машине и поехали на ночевку в Ярославль. Обзвон квартир был какой-то неудачный, настолько, что быстро решили искать отель, а не квартиру. Немного поблудили, вовремя не повернув, доехали до отеля с сомнительными отзывами, но свободными номерами. Гости в отзывах жаловались, что хозяин встретил их "под градусом", что дорога к отелю плохая и т. п. - все так и есть. Хозяин встретил нас на входе и, узнав, откуда мы едем, поделился с нами, что как раз пробовал сегодня новосибирскую водку  :) , но в остальном нас все устроило. Мы прекрасно поели в полном одиночестве, поржали, поделились впечатлениями, скинули друг другу фотки и разошлись по номерам. На тот момент мы были одни во всей гостинице. Я спала в номере на 2 этаже, Надя и Саша в номере в мансарде. Ночью я сквозь сон слышала, что подъезжают еще машины, селятся люди, тявкает собака (на мой сон это никак не повлияло, а друзья вообще не слышали), утром уезжали машины, выгуливалась собака или хозяин, а с некоторыми постояльцами мы встретились за чашкой чая.

День 7. Ярославль и Вологда

Утром мы из гостиницы поехали в исторический центр Ярославля. Припарковались на парковке у реки Которосль. Рядом была Казанская часовня (она на 1000 купюре) :-) И Богоявленская площадь. Еще периодически попадались указатели с описанием - очень удобно!

В честь праздника и утренней службы нас запустили на территорию Спасо-Преображенского монастыря бесплатно.

Далее вдоль стены монастыря мы прошли к Гарнизонной церкви Архангела Михаила.

И пошли по набережной. Храм Спаса на Городу.

Успенский собор на реставрации. Колокола выставлены за забором.

Набережная. Дошли до места слияния реки Которосль с Волгой, парк Стрелка. По набережной встречались часто бегуны, рядом видны спортивные площадки, везде активно тренируются. К этому времени, а может быть, важнее было место, но стало встречаться больше людей и появились экскурсии.

Со слов экскурсовода, к этому камню надо прикладываться больным местом, тут же выстроилась очередь к камню.

Вдоль набережной стоят домики посовременнее. Вот это монументальное здание - Церковь Илии Пророка и Тихона, епископа Амафунтского (исторические перипетии можно почитать по ссылке).

И просто красивые дома, музеи, спуск к речному вокзалу, интересные заборы:

Церковь и колокольня Рождества Христова.

Дальше мы уже целенаправленно пошли в Церковь Илии Пророка, но она оказалась только что закрытой на часовую санобработку, поэтому мы походили снаружи. На заборе знаменитые изразцы - верхний одинаковый (Герб), а нижние на каждом столбе разные. Правда, все столбы мы не проверяли, но по одной стороне вроде все разные были. И половина фотографий получились темные, поэтому только фасад покажу.
Вокруг большая площадь, отгороженная от движения, стоянка для экскурсионных автобусов. Я таких больших стоянок еще не видела.

Далее был Кирилло-Афанасиевский мужской монастырь (1662 г). Пока мы осматривали снаружи, закончилась служба, и мы услышали колокольный звон - такой долгий, красивый и очень звонкий (когда стоишь прямо у колокольни).

Пообедав в трапезной монастыря, мы пошли назад к машине. Желтый дом - это медицинский университет.

Сувенирные магнитики-изразцы и красивая клумба.

После Ярославля мы поехали в Вологду, так как нам к вечеру надо было быть в г. Харовске, то в Вологде запланировали только Вологодский кремль посмотреть, он как раз по дороге был.
То, что сейчас называют Вологодским кремлем, на самом деле является Архиерейским двором, а кремль был значительно больше, но старые деревянные стены сгнили, после разлива реки валы размыло. В 1822-1823 годах была разобрана на кирпич последняя каменная башня — Владимирская, засыпаны почти все рвы и срыты крепостные валы. На их месте были устроены бульвары. На схеме красным маленьким прямоугольником выделена сохранившаяся часть Вологодского кремля.

Немного истории:

Основание Софийского собора (5 фото) связано с именем царя Ивана IV, по приказу которого с 1568 по 1570 гг. в Вологде разворачивается грандиозное строительство.
По воле Ивана Грозного Софийский собор имеет одну достаточно примечательную особенность. Согласно древнему церковному канону, алтарь любого храма должен быть обращен на восток. Алтарь же Софийского собора смотрит на северо-восток, причем на север преимущественно. Вероятно, Иван IV хотел, чтобы алтарь собора был обращен к реке Вологде, хотя подобное расположение и противоречило традиции церковного строительства.
По замыслу Ивана Грозного, Вологда должна была превратиться в новую столицу государства, центр опричнины.
В Вологде кончался сухопутный путь из Москвы, который шел через Троице-Сергиев монастырь, Переславль-Залесский, Ростов-Великий, Ярославль, и начинался водный путь в Архангельск по рекам Вологде, Сухоне и Северной Двине. Это был перевалочный пункт, куда со всех концов стекались люди и товары. Вскоре здесь появилась «немецкая слобода», где селились иноземные «гости», главным образом, англичане и голландцы. Вологда превратилась в один из богатейших русских городов.
В 1713 и 1714 годах царь Петр I издал указы, дозволяющие иностранцам вести торговлю только через Санкт-Петербург. Торговля через Архангельск пришла в упадок. Тем самым, Вологда потеряла свое важное положение и к началу XIX века превратилась в тихий провинциальный город.
Колокольня. В 1654 — 1659 гг. была выстроена каменная восьмигранная шатровая колокольня в характерных для XVII в. архитектурных формах. В 1869 г. по распоряжению епископа Палладия, считавшего, что колокольня кафедрального собора Вологды должна превышать все остальные колокольни в епархии, губернскому архитектору В. Н. Шильдкнехту была поручена перестройка ее. Шатер колокольни был разобран, и на старом восьмигранном основании возведена существующая в настоящее время колокольня со стрельчатыми арками звона.

Расположен кремль рядом с набережной реки Вологда.

Слева от колокольни самое старое каменное здание кремля, «Келья казенная приказная» (1 и 2 фото). Здесь хранилась денежная казна и важные документы (царские и патриаршие грамоты, дарственные, купчие крепости, завещания и т. д.).

Мне вот кажется, что в этом углу прямо должны быть деревянные переходы от крепостной стены слева. Пока там малость заброшенный вид и склад какого-то строительного барахла.

После посещения колокольни в Ростове мы не удержались и пошли на колокольню Вологодского кремля. И не разочаровались! Прекрасная светлая и удобная лестница с перилами. Великолепные виды!
На входе просят оставить пакеты и прочие вещи в камере хранения, чтобы руки были свободны. При подъеме и спуске идти по правой стороне. Колокольный звон запускается механизмом.

Виды с колокольни:

День 8 и 9. Красный Профинтерн, Кострома и Суздаль

Вечером 7 дня мы приехали в Харовск к моим родителям. Поужинали, посидели. Проводили Надю и Сашу ночевать на квартиру. Я осталась с родителями в доме. Следующий, 8 день у нас был отдыхательный - мы прошлись по магазинам, закупили продуктов в дорогу, нажарили шашлыка, стирали, мылись, собирались в дорогу.

И вот я нисколько не жалею, что с родителями удалось побыть всего полтора дня. Это так важно видеть и чувствовать их!
Утром 9 дня мы выехали в обратный путь. Назад мы ехали не через Ярославль, а через паромную переправу в Красном Профинтерне. Время работы, стоимость - все было известно. По дороге мы позвонили, уточнили наличие места на палубе - все ок, приезжайте. Приехали за 30 минут до отправления. Немного переживали, когда на парковку набежала куча машин, но часть из них записались на следующий день и уехали, часть осталась на парковке, а люди поплыли на другой берег.

Красный Профинтерн - это поселок городского типа на левом берегу реки Волги.

Основание населённого пункта связывают с открытием здесь в 1862 году ярославским купцом Никитой Понизовкиным крупного крахмало-паточного завода. Завод вместе с хозяином нашли описание в стихотворении Н. А. Некрасова «Горе старого Наума»:

Науму паточный завод
И дворик постоялый
Дают порядочный доход.
Наум — неглупый малый…

И вот в этом поселке, прямо напротив пристани, стоит замок - настоящий замок!

Замок купца Понизовкина, историю можно почитать по ссылке.
Мы успели только немного пофотографировать его от пристани.

Следующим пунктом нашей остановки был город Кострома.
Кострома нас встретила повсеместным ремонтом дорог, тротуаров, колодцев... Мы прогулялись вдоль набережной до сырных рядов, съели местного мороженого (вкусное!), купили сыра, прошлись по старому центру и поехали дальше.

Проехали через город Иваново, к вечеру были в Суздале. На въезде сняли гостиницу и решили еще успеть побродить у ближайших соборов и монастырей.

День 10. Суздаль, Нижний Новгород

Утром, проснувшись, как обычно, рано, мы поехали гулять по историческому центру Суздаля. В 7 утра на улицах было пустынно. А Суздальский кремль закрыт, поэтому мы гуляли снаружи.
Если посмотреть карту, то вечером накануне мы гуляли в районе цифры 1, с утра в районе цифры 2 и закончили в Музее деревянного зодчества под цифрой 3.
Глядя на карту, впечатляешься плотностью достопримечательностей.

Остановились у ресторана, перешли через реку Каменку, прошли мимо Гостиного двора, залезли на оборонительный вал. С него прекрасно видно окрестности. С вала увидели интересный детский сад. Нам он показался очень милым и очень деревянным :) Еще пожарную станцию, много церквей.

Погуляли вокруг Суздальского кремля. Он небольшой, в него входят Архиерейские палаты, Домовая церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в епископских палатах, Колокольня и Собор Рождества Пресвятой Богородицы. На территории видна парковая зона, рядом сквер.

Затем мы пошли на другой берег реки, в сторону Музея деревянного зодчества, но до его открытия был почти час, поэтому пробежались в его окрестностях, посидели у речки. Погода стояла отличная! А еще стали доноситься интересные звуки, и я поняла, что это играют на пиле. Ближе к кремлю играл на разных инструментах мужчина, в том числе и на пиле. :-)

И вот, наконец-то, открылся музей. Мы были вторыми посетителями, кто в него зашел :) На входе сообщается, что почти все дома-экспонаты открыты для посещения. Мы начали обход в обратном порядке. Встретив первый закрытый амбар, потом две закрытые мельницы, еще закрытое хранилище... я уже хотела идти возмущаться, но территория огромная, пока шла возмущаться, начали попадаться открытые дома. Если бы мы двинулись как все, то к амбару уже не было бы ни сил, ни желания внутрь заходить. После мельниц было даже небольшое поле с разными образцами культур, которые мололи на мельницах.

Отдельный проход к купеческому дому. Дом купцов Агаповых XVIII в. Говорят, что на 1 этаже есть чайная, но мы туда не попали.

На втором этаже очень красивый быт.

Затем дома зажиточных крестьян и крестьян-середняков - реальные дома, перенесенные с разных мест. В домах очень приятно пахнет - дерево, травы. Удивил размер саней - они масипулешные! Я бы в них не влезла. Очень много утвари, было интересно рассматривать.

Деревянные церкви и часовня.

Еще на территории были колодец-журавль, колесный колодец, огород и с виду жилой дом. А за территорией музейного комплекса у реки - амбары на сваях.

Еще мы скупили у бабушки почти все жареные пирожки. Так быстро она еще не торговала :) Сначала мы сами их поели с огромным удовольствием. А потом Наде пришла прекрасная мысль купить оставшиеся для сына, так как в этот день мы собирались посетить его еще раз. Немного посидев на лавке, утолив голод и дав небольшой отдых ногам, мы двинулись вдоль реки к машине. Время было к обеду, и народу вокруг было уже очень много.

А вдоль реки сидели художники.

После Суздаля мы заехали в воинскую часть, а к вечеру добрались до Нижнего Новгорода. Канатная дорога на пути "туда" нами не посетилась. И вот подходим мы к канатке, а там очередь еще больше, чем неделю назад. Встали мы в конец очереди, Надя пошла узнать, что и как. Ушла и... нет ее, пока она минут 30 ходила, мы простояли уже до середины очереди. И если изначально я и Саша предлагали не тратить время и ехать дальше, то тут стало уже жалко, что столько отстояли. И мы остались. Ближе к кассе выяснили, что билет продают только "туда", а не "туда-обратно".  И на той стороне надо будет опять стоять в очереди, но там она меньше...
Из-за очереди мы уже никуда в Нижнем Новгороде не успели. :-( Но канатка прикольная, очень красивые виды и интересные ощущения.

Ночевали мы в мотеле, где-то в часе езды от Нижнего.

День 11, 12, 13 Дорога домой

Всё, с этого момента цель была только одна - добраться до Новосибирска. И ехать мы запланировали по нижней ветке - через Казань, Уфу, Челябинск.

Выехали в воскресенье в 6, едем, а что-то машин так много в этот ранний час, перед Казанью так вообще все обочины в легковушках. А это грибники - кто в лес, кто из леса уже. И грибов было много-много, да такие боровики крепенькие. Но нам ехать 3 дня, не довезли бы. Эх, было бы больше времени, мы бы и сами насобирали, и приготовили бы.

Башкирия поразила меня удобной для дальнобойщиков и не только дорогой - стоянки и съезды для фур, кафе с возможностью помыться/поспать, заправки часто. Но мы этим всем не воспользовались, так как ехали днем.

К Уфе подъезжали уже вечером - пробка началась далеко за городом, все возвращались с выходных. В Уфе водители мне не понравились: поворотники не включают, подрезают, поблагодарить - не, не знают, что это такое. Короче, очень напряженно проехали город. Хотя хотели еще мимо памятника Салавату Юлаеву проехать, прогуляться, но глянули на пробки и время - все желание отпало.

На ночевку остановились в гостинице Огонек за городом. Гостиница понравилась. Утром нас ждал Урал, и встретил он нас туманом, очень плотным туманом.
У меня теперь есть фотография со смотровой площадки на Урале - я на белом фоне. Говорят, там очень красивый вид :)

К выезду с Урала распогодилось, но местами еще и облачно было. В общем, не показался мне Урал. Хотя с детства у меня о нем очень теплые и красивые воспоминания. И мы даже остановились на том месте, где Европа и Азия переходят одна в другую.

Позже, уже проехав Урал, остановились мы на обед, пока варили гречку, насобирали вокруг машины грибов, тут же их пожарили и съели. Получили компенсацию.
Ночевать планировалось в Ишиме, решили позвонить по квартирам. И вот с первой же попытки - да, есть, свободно! Я сообщаю, что мы еще в дороге, и ехать нам часа 4... Договорились, что позвоним за полчаса до приезда, и квартира за нами забронирована. Вот это я понимаю, всегда бы так!  А утром ключ передали через почтовый ящик.
С Ишима через Омск мы домчались до Новосибирска. Новосибирская область встретила нас радугой - уже традиция получилась, уезжать и приезжать с радугой.

Подведя итоги, хочу отметить:

1. По дороге на Европу получается более длинный световой день и дополнительное время за счет смены часовых поясов. "Туда" мы легко укладывались в свой план перемещений.
  2. По дороге в Сибирь, наоборот, время уменьшается. В совокупности с сезонностью еще и темнеет раньше. Этот фактор надо учитывать.
  3. В сумме за всю поездку обратно мы простояли в пробках из-за реверсивного движения на ремонтных участках почти день. Не знаю, как этот фактор планировать возможно, может, в этом году просто было очень много ремонта на дорогах и мостах. Вот такие очереди - где стоишь дружной толпой, потом едешь этой же толпой.

21.01.2021,
Ланя,
Новосибирск

Котофея (07/02/2021)
Спасибо большое, отлично написано, много фотографий. Прочитала на одном дыхании. Незабываемое путешествие, как много красоты рядом с нами!
Ланя (03/02/2021)
A_lina, рада, что вам понравилось!
A_lina (30/01/2021)
Спасибо за рассказ. Прочитала с большим удовольствием.