Туризм и отдых  »  Рассказы о поездках и экскурсиях  »  Путешествия по России

Семь дней в Оренбурге. Часть 1

Благодаря работе мужа у нас с сыном постоянно есть повод куда-нибудь съездить в пределах нашей необъятной Родины.
Вот и этим летом с конца июня супруг загорал в командировке в славном городе Оренбурге. Причём загорал в прямом смысле этого слова: с момента его прибытия сюда температура на улице опускалась ниже плюс 30 только ночью, а днём стабильные 32-35-38 и даже 40.
Ну, а раз у нас с Павлом тоже были отпуск и каникулы, решили мы навестить нашего папу. Сначала хотели дня на 4-5, но прямые рейсы так летают, что удобнее всего оказалось лететь на неделю, а добираться с пересадкой очень уж не хотелось.

Причём поездка была до самых последних дней под вопросом из-за некоторых околоковидных нюансов. Но всё благополучно разрешилось, и вечером 14 июля мы вылетели в Оренбург на маленьком зелёном самолётике вместимостью 78 человек. Багажа у нас с собой было минимум, ибо по такой погоде можно было собираться, как та блондинка из анекдота: "стринги, стринги, и ещё раз стринги". Ну то есть шорты, майки и босоножки. Красота! Через три часа абсолютно беспроблемного полёта маленький зелёный самолётик приземлился в таком же маленьком аэропортике города Оренбурга.

15 июля

К поездке мы особо не готовились, поэтому первый день было решено посвятить знакомству с окрестностями и составлению списка хотелок.
Выглянув утром на улицу, я обнаружила, что наша съёмная квартирка находится в очень милом райончике: кругом частный сектор и отдельные "очаги цивилизации" вроде нашего 18-этажного дома и возвышающегося на горизонте здания Оренбургского госуниверситета, издалека напоминающего то ли Мавзолей, то ли мечеть.

Как мы поняли, этот район, находящийся чуть в стороне и одновременно недалеко от исторического центра города, только недавно начал точечно застраиваться многоэтажками, поэтому выглядит он довольно забавно: тут и домики-развалюшки, и крепкие особняки, и многоэтажные свечки. Впрочем, в ходе прогулок по Оренбургу у меня сложилось впечатление, что весь "Оренбург - город контрастов" в плане застройки, потому что и в центральной части города порой типовые хрущёвки соседствуют с современным элитным жильём, с двух-трёх-этажными домами явно дореволюционной постройки и с милыми избушками, утопающими в тени деревьев.

Кстати, о деревьях. Первой отмеченной мною достопримечательностью Оренбурга стали... пирамидальные тополя. В огромном количестве. И ты как-то сразу понимаешь, что регион - южный. При этом интересно, что чисто южные тополя соседствуют с раскидистыми повислыми (или как они правильно называются) берёзами, точно такими, как у нас в Новосибирске.
Итак, в первый день мы решили дойти до главной пешеходной улицы города - улицы Советской. Точнее, нас интересовал на этой улице Туристический информационный центр. Пошли не спеша, стараясь прятаться в тени и разглядывая всё, что попадалось на пути.

Попалась нам церковь (как мы выяснили на следующий день - это церковь во дворе областной больницы)...

...здание банка...

...дом, находящийся на реставрации...

...центральный рынок...

... татарский театр с афишами на татарском же языке.

К театру на обратном пути даже подошли поближе, чтобы разглядеть репертуар.

И вот, наконец, показалась Башня с курантами, к которой мы, собственно, шли.

Башня эта новодел, была создана к 250-летию Оренбурга, т.е. в 1990-х годах, но это нисколько не умаляет её красоты.
Около башни расположен небольшой скверик со скульптурой "Пушкин и Даль" - оренбуржцы очень гордятся тем, что жизнь двух этих великих людей была так или иначе связана с Оренбургом, и что именно Даль сопровождал Пушкина в его поездке по местам, связанным с пугачёвским бунтом.

Информационный центр оказался милой сувенирной лавочкой (я, честно говоря, надеялась на какую-то информацию об экскурсиях). Но зато его окрестности порадовали несказанно.
Во-первых, арка, через которую пришлось пройти по дороге в ИЦ, вся расписана граффити на исторические темы. Можно далеко не ходить, вся история Оренбурга в одной подворотне.

и заодно тут же план для туристов (Павел указывает на карте примерное место, где мы живём, но немного ошибся - наш дом где-то слева от красно-синего герба).

Во-вторых, в подвальчике под ИЦ расположен небольшой, но очень интересный (и совершенно бесплатный!) интерактивный музейчик "Наши люди", посвящённый различным известным персонам нашего времени, так или иначе связанным с Оренбургом: кто-то здесь родился, кто-то работал, кто-то жил в эвакуации... "Родство" некоторых персон с Оренбургом, конечно, слегка натянутое, но Гагарин, Ростропович и Черномырдин по праву занимают в этой галерее первые места.
Вообще идея музея очень классная! И идея, и исполнение - биографические справки сопровождаются фотографиями, отдельными экспонатами, видео- и аудиороликами.
Фото, к сожалению, не очень удачные, так как в помещениях полумрак.

Последним пунктом нашей прогулки должно было стать фото меня на фоне Оренбургского музыкального театра. Но, к сожалению, расположение оного относительно других зданий и улиц оказалось не очень удачным для красивого фото, поэтому только кусочек.

И вроде гуляли-то недолго, часа два - два с половиной, но по такой жаре это оказалось очень утомительным занятием, и я порадовалась тому факту, что мы приехали на неделю. Потому что больше одного "объекта" в день мы вряд ли осилим.

16 июля

Накануне мы поняли, что долго шататься по оренбургской жаре совсем не вариант, и решили осваивать город в малых дозах.
На пятницу у нас было запланировано посещение Музея космонавтики, расположенного в стенах бывшего лётного училища.
Дорогу к музею специально выбрали таким образом, чтобы пройти по новым местам.
Прошли по улице Степана Разина

мимо собора,

мимо особнячков по улице Челюскинцев.

По дороге, на улице с чудесным историческим названием Туркестанская, обнаружили ещё одну оренбургскую достопримечательность: автомат по продаже питьевой артезианской воды. Такими автоматами (разных фирм) уставлен весь город, можно прийти со своей тарой, в некоторых автоматах можно купить бутылку прямо на месте. И надо сказать, что эти точки пользуются популярностью у населения, мы несколько раз видели, как люди подъезжают на машинах с бутылями по 19 литров и "заправляются" водичкой.

И вот, наконец, мы на проходной бывшего училища им. И.Полбина - ныне кадетской школы-интерната им. И.Неплюева.

Я не буду подробно рассказывать историю поистине легендарного училища, её отлично рассказывает Википедия.

Если вкратце, то это училище являлось одним из первых в СССР. Кстати! 10 августа ему исполняется сто лет! Училище было переведено в Оренбург из Серпухова и на протяжении многих лет готовило военных лётчиков и штурманов. Именно это училище окончили В.П.Чкалов (ещё в Серпухове) и Ю.А.Гагарин. В 1993 году училище было расформировано, сейчас в этом здании находится кадетская школа-интернат, в котором обучаются мальчики (10-11 класс), желающие в дальнейшем связать свою судьбу с авиацией. Лучшим учащимся даются рекомендации в профильные военные училища.

Музей, в который мы пришли, находится в здании училища. Поэтому на проходной нам пришлось звонить смотрителю музея и ждать, пока за нами придут. Пока ждали - болтали с дежурным, мужчиной примерно моего возраста или чуть старше. Интересный момент - мужик сходу спросил: "Вы приезжие? Из Новосибирска?" "Да" - слегка прифигели мы, - "а как вы догадались?". "По выговору" - сказал оренбургский профессор Хиггинс.
Минут через десять за нами пришла смотритель музея, и мы получили полновесную часовую (или чуть больше) индивидуальную экскурсию всего за каких-то сто рублей с человека. Причём деньги с нас взяли уже после окончания экскурсии.
Здание училища тысяча восемьсот забыла какого года постройки. До революции здесь размещалась духовная семинария, поэтому сейчас часть помещений вновь отдана церкви.

И оно же внутри.

Возле входа в училище Монумент воинской славы его выпускников

и самолёт, на котором учился лётному делу Юрий Гагарин. Самолёт настоящий, не макет. Именно тот, на котором летал Гагарин.

Сам музей небольшой, занимает три зала вот в этом коридоре.

И, по сути, это никакой не музей космонавтики, а музей истории авиации и истории Оренбургского авиационного училища, хотя материалы по истории космонавтики там, конечно, есть. Собственно, раньше он так и назывался: Музей истории и боевой славы Оренбургского высшего военного авиационного Краснознамённого училища лётчиков имени И.С.Полбина. И, честно говоря, это даже круче и интереснее!!!

Первый зал посвящён зарождению авиации, созданию училища и подвигам его выпускников в 1920-1930-х гг. Рекордные перелёты Чкалова, участие советских лётчиков в боевых действиях в Испании и знамя училища - всё это есть в первом зале.

Второй зал содержит материалы о подвигах выпускников училища в годы Великой Отечественной войны. Фотографии, биографические справки, описание совершенных подвигов, наградные документы и бесконечный список Героев и дважды Героев Советского Союза, среди которых и Иван Полбин, имя которого носило училище вплоть до расформирования. "В бой идут одни старики" - это в том числе и про них, выпускников Оренбургского авиационного...

На одном из стендов краткая биографическая справка о Михаиле Девятаеве. Ох, вы бы слышали мнение нашего экскурсовода о недавно вышедшем боевичке по мотивам его подвига.

Третий зал собственно о космонавтике :-) Тут и история полёта Гагарина, и элементы снаряжения, образцы космического питания, и биографии других космонавтов - выпускников училища, и история Школы юных космонавтов, существовавшей в училище с 1963 года. Но самым ценным для меня экспонатом оказалась вот эта сумка, подписанная рукой Первого космонавта.

После посещения музея мы встретились с нашим папой и отправились обедать в милый ресторанчик.

Ресторанчик расположился на берегу Урала на улице с названием Красная Площадь. Как я поняла, эта Красная Площадь - весьма элитный квартальчик Оренбурга.

А вот и собственно Урал, вид из окна ресторана (поэтому фото выглядит слегка странно). На технику внизу можно не обращать внимания, это вовсю идёт благоустройство набережной под окнами того самого квартала по улице Красная Площадь.

P.S. Пока писала, залезла в интернет уточнить кое-какие детали и наткнулась на... сайт Оренбургского авиационного училища! Да-да, училище расформировано в 1993 году, а сайт абсолютно живой!!! Спасибо его создателям за память.